По итогам последних лет фермеры во Франции становятся в среднем более возрастными, лучше обученными, но нередко оказываются в бедности. Портал Franceinfo представил основные выводы по недавно обнародованным данным сельскохозяйственной переписи 2020 года. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

В сельскохозяйственном секторе Франции мужчины составляют подавляющее большинство рабочей силы, женщин в нем занято лишь чуть более четверти (26,6%) фермерского населения, согласно данным INSEE (Национальный институт статистики и экономических исследований Франции). В 1982 г. доля женщин составляла 38,7%.

Это постоянно растущее несоответствие объясняется, в частности, «тяжестью труда на ферме». Так считает Жером Волль, виноградарь из Ардеша и вице-президент Национальной федерации фермерских союзов (FNSEA). Но в будущем, по его мнению, эта профессия станет более механизированной.

Цифры INSEE показали сельхозсектор все более стареющим. Если перепись 1999 г. показала некоторое омоложение по сравнению с 1982 г., то сейчас тенденция изменилась на обратную. В то время как ранее почти каждый второй фермер (47%) был в возрасте от 25 до 44 лет, в настоящее время это примерно лишь каждый третий (32%). Доля фермеров в возрасте от 45 до 59 лет стала преобладающей (51%). Доля самых пожилых (60 лет и старше), которая снизилась до 5% в 1999 г., теперь достигла 15%.

Доля 16-24-летних в сельхозсекторе Франции незначительна, потому что большая часть будущих фермеров продолжает свое образование до степени бакалавра или даже до диплома о высшем образовании.

«Я мог бы пойти на работу, как только получил профессиональный бакалавриат, но я считаю намного выгодным иметь более глубокое образование», – объясняет Флавьен Джезекель, студент в сельскохозяйственном колледже Поммери (Кот-д’Армор).

Сегодня каждый второй фермер Франции имеет как минимум степень бакалавра (25,5% прекратили обучение на этом уровне, а 26,4% имеют диплом о высшем образовании). Каждый год около 200 000 студентов проходят обучение в 800 учебных заведениях, специализированных на сельском хозяйстве.

Эта тенденция отражает эволюцию профессии. «Быть ​​фермером – значит знать и осваивать новые правовые акты, уметь продавать свою продукцию и организовывать производства по метанизации или фотоэлектрической энергии», отмечает социолог Франсуа Пюрсейль.

По данным Национального союза сельского образования и продвижения (UNREP), чтобы претендовать на субсидию для молодых фермеров, стартовая финансовая помощь по которой в среднем составляет 32 700 евро, руководитель проекта теперь должен иметь как минимум степень бакалавра или профессиональный диплом в сельскохозсфере.

При этом статистики фиксируют: в фермерстве Франции все меньше число «менеджеров», определенных INSEE как «физические лица, обеспечивающие повседневное управление фермой». С 1982 года число таких управляющих ежегодно сокращалось в среднем примерно на 2%. Сегодня это эквивалентно сокращению количества фермеров на 31 846 человек в год.

При этом используемые сельскохозяйственные площади увеличились в среднем на 12 га на ферму в период с 2010 по 2020 год. Увеличение объемов, в свою очередь, вынуждает руководителей ферм прибегать к дополнительной рабочей силе, нанимая больше постоянных, сезонных или разовых работников. За 20 лет эти трудовые «сельхозактивы» увеличились с 282 000 до 328 000 – на 16%.

«Кризис Covid выявил для французского сельского хозяйства сильную степень его зависимости от случайных или сезонных работников, особенно в винодельческом и фруктово-овощном секторах», – отмечает Франсуа Пюрсейль. Эта новая схема, при которой сельскохозяйственная деятельность делегируется наемным работникам, не нравится очень многим. «Это не должно заходить слишком далеко. Мы не должны все более обесценивать свою работу, поскольку дальнейшая переработка нашей продукции передана производителям, которые сегодня получают большую часть добавленной стоимости», – подчеркивает Николя Жиро из Крестьянской конфедерации.

В 1960-х и 1970-х годах фермерство было преимущественно «наследным», когда ферма могла передаваться из поколения в поколение. Сегодня сельское хозяйство все меньше и меньше становится семейным делом. В период с 1970 по 2010 год количество самозанятых в таких «семейных фермах» сократилось с более чем 1,9 миллиона до 220 000 человек, то есть на 88,5%. Данные сельскохозяйственной переписи 2020 года по этому вопросу еще недоступны, но нет никаких признаков того, что тенденция изменилась.

«Когда мы знаем, сколько времени тратится на ежедневный труд, очень грустно осознавать, что фермер все еще живет за чертой бедности», – сокрушается Жером Волль, вице-президент FNSEA.

Справедливость в вопросе оплаты труда стала главной темой для сельхозиндустрии. Каждый год фермеры демонстрируют свое недовольство крупными ритейлерами и европейской конкуренцией.

В 2018 году почти каждое пятое фермерское домохозяйство во Франции (18,1%) жило ниже «черты бедности», которая тогда составляла 1063 евро на человека в месяц, по данным INSEE. Показатели варьируются в зависимости от сектора деятельности домохозяйств. Больше всего пострадали заводчики. Так, четверть фермеров, выращивающих скот на мясо, живут за чертой бедности, а 10% из них имеют уровень жизни ниже 714 евро в месяц после уплаты налогов. Доходы от сектора выращивания фруктов также сильно колеблются. В то время как 10% производителей фруктов получают более 4135 евро в месяц, бедность затрагивает 23,3% домохозяйств.

По поводу причин роста бедности речь нередко идет о «испанской, голландской и польской конкуренции», по словам Николя Жиро из Крестьянской конфедерации, но столь же часто указываются и «нестабильные метеорологические ситуации».

В октябре французский парламент принял закон, направленный на повышение вознаграждения сельскохозяйственных работников. В частности, он обобщает условия контрактов сроком не менее трех лет между фермером и компанией, которая будет перерабатывать его продукцию, и обязывает учитывать производственные затраты. Ежегодные торговые переговоры между крупными ритейлерами, с одной стороны, и промышленниками и производителями, с другой, должны завершиться 1 марта и проходят в напряженной обстановке на фоне инфляции. В последние месяцы участились демонстрации фермеров, требующих повышения закупочных цен.