Молодежь возвращается в космонавтику – говорит статистика. Ситуация последних десятилетий, когда на авиационно-космических предприятиях трудилась в основном «старая гвардия», сменила тенденцию: выпускники технических ВУЗов перестали стремиться стать бизнесменами и все чаще выбирают науку и реальное производство. Какую карьеру можно сделать в этой отрасли, и готова ли сама отрасль к новым Королевым? Мы решили узнать у Вадима Рюмшина, который сделал карьеру в сфере авиационно-космического производства, став в 24 года самым молодым начальником на профильном предприятии, а впоследствии запатентовал уникальную программу моделирования с помощью компьютерных технологий, которая позволяет проводить анализ процесса сварки для оценки качества, и теперь используется как в России, так и за рубежом. Теперь, Вадим сам разрабатывает учебные пособия и проводит аттестацию новобранцев. А значит, как никто другой, знает, что нужно молодому специалисту, чтобы добиться успеха.

Вадим, для начала: где нужно учиться, чтобы стать «космическим» инженером?

На самом деле, в этой отрасли можно применить много разных областей знаний. Разумеется, все технического характера. Например, я свое основное образование получил по направлению «Оборудование  и технология сварочного производства», в Юго-Западном государственном университете г.Курск. Сначала закончил бакалавриат, а затем и магистратуру, будучи уже в должности главного специалиста на предприятии. Ходят мифы о том, что чтобы получить серьезную подготовку, нужно обязательно отучиться в Московском ВУЗе, но это лишь мифы, и мой пример это демонстрирует. Но, разумеется, надеяться на то, что диплом университета открывает перед тобой все двери, не нужно. Это не так. Придется действительно попотеть. Например, я, еще обучаясь в ВУЗе, пошел параллельно получать средне-специальное образование. Стал настоящим сварщиком. Мне интуитивно казалось, что теории, которую дают в институте, недостаточно. Я и не прогадал. Этот опыт  позволил мне прочувствовать руками всю ту работу, которую я впоследствии описывал в теории и моделировал на экране компьютера. Опять же, чтобы стать специалистом действительно высокого класса, нужно разбираться не только с своей узкой специальности, но и в смежных или связанных с твоей работой. Так, я прошел обучение по литейному производству, изучал языки программирования, закончил курс   «Профессиональные и коммуникативные навыки эффективного руководителя», не говоря уже о постоянном повышении квалификации по основному профилю. А как иначе? Сейчас все процессы, особенно что касается новых технологий, идут настолько быстро, что если чуть-чуть зазеваться – все, ты устарел. Нужно постоянно быть на связи с реальностью и прогрессом.

С чего началась ваша карьера?

Моя карьера началась стандартно, с успешного прохождения собеседования на одном из авиационно-космических предприятий Московской области. Это, кстати, очень важный фильтр: собеседования в нашей сфере никогда не бывают формальными, там действительно проверяют, насколько человек разбирается в вопросе, что он знает и может. Но даже успешное прохождение собеседования ничего не гарантирует. Я считаю, у меня была достаточно хорошая база знаний после обучения, но все-таки, университет – это одно, а производство – совсем другое. Современное оборудование, металлы, которые используются только в профильном машиностроении, организационные порядки и прочие нюансы, требовали от меня новых навыков. Приходилось добывать информацию прямо на ходу. Помню эти неловкие ситуацию, когда тебе задают вопрос, а ты не можешь сформулировать ответ. Чувствуешь себя школьником, который не выучил урок. Я после таких ситуаций тут же начинал штудировать литературу, чтобы заполнить пробелы в знаниях.  Ориентиром к стремлению были старшие специалисты, это были еще те люди, которые создавали историю, как нашей страны, так и всего человечества. Многие их разработки начинались со слов «первый в мире», но при этом, ни у кого из этих людей не было пренебрежительного отношения к молодым специалистам. Они всегда с удовольствием помогали разобраться в чем-то, и всегда обращались ко мне на «вы», я даже удивлялся.

Как удалось за полтора года стать главным специалистом в сварочном производстве на предприятии?

Как бы банально это не звучало в наше время, но свою роль сыграли упорство, тяга к познанию чего-то нового, энтузиазм и желание привнести свой вклад в развитие предприятия, щепетильность в решении проблем, чтобы было проработано все «от и до». Все это ценилось руководством нашего предприятия, всячески поощрялось и это придавало еще больше желания трудиться и направлять свои способности в нужное русло.

Практические навыки, полученные в колледже, позволили мне разрабатывать технологические  процессы с максимальной точностью и учетом всех нюансов. В памяти отложились многие нюансы работы руками со сваркой, что сейчас позволяет ценить труд сварщиков и стараться всячески его облегчить; и понимать, как будет лучше не только в технологическом плане конструкции, но и для рабочих. Также, я увлекался применением новейших компьютерных технологий в процесс сварки, и это на определенном этапе стало сильно помогать предприятию: мы могли рассчитать все сварочные деформации, не запуская цех, смоделировать сварки различных типов и выбрать лучшую именно для этого изделия, рассчитать остаточные напряжения. Я изучил кучу работ других специалистов и научных журналов, искал интересные решения и адаптировал их под наши мощности, в итоге, перешел к самостоятельной разработке новых технологий. В общем, я действительно «горел» своей работой, какие-то должности и вообще карьера никогда не были самоцелью. Такие вещи обычно приходят сами собой, если человек увлечен своим делом и стремится «выжать» из себя максимум.

Ваш энтузиазм заметили не только на вашем предприятии. Вскоре вас пригласили на работу в Московский Авиационный институт. Работа там чем-то отличалась принципиально?

Да, в отличие от моего основного места работы, сотрудничество с МАИ имело более современный оттенок в плане нахождения на рабочем месте. Основную часть своей работы я выполнял удаленно. Проработка конструкторской документации и различные расчеты не требовали нахождения на производственных площадках и в офисе. Исключением является проведение контроля изготовления материальной части, а также проведение неразрушающего контроля сварных швов. С командой мы всегда были на связи, так что решение возникающих проблем выполнялось оперативно, несмотря на удаленную работу. Изначально, меня пригласили на конкретный проект, и он, к моей огромной гордости, был с приставкой «первый в России». Мы разрабатывали действительно первый в нашей стране комплекс математического моделирования и испытательную установку для топливной системы вертолета.  Это был действительно уникальный проект для меня, и для авиационного машиностроения в целом.

После завершения проекта и ввода его в эксплуатацию, наше с МАИ сотрудничество не закончилось. Мне предложили продолжить совместную работу над следующими проектами, а я, разумеется, согласился.

Что Вы считаете своим главным достижением?

Если говорить о главных достижениях, то я бы сказал, что каждое мое исследование, разработанная технология, патент, пособие являются для меня знаковым событием. Когда я вижу результат своей работы, особенно, результат который приносит пользу, это дает огромный заряд энергии на следующие достижения. Основой моих исследований и разработок являются различные методы повышения производительности сварки, для оптимизации цикла производства изделий. В процессе  работы постоянно приходится сталкиваться с чем-то новым из-за специфики производства. Иногда возникают задачи там, где не ступала нога человека, в моем случае сварщика. Поэтому даже если кажется, что все уже давно придумано до нас, в моей работе, это только кажется. В таких случаях, я испытываю дополнительный прилив сил: проложить новую тропу всегда гораздо интереснее, чем ехать по накатанной дороге.

Что именно вы относите к своим профессиональным интересам?

Все, что является новым, еще не испытанным. Люблю нестандартные, неожиданные решения. В своих исследованиях экспериментирую со свариваемостью разных сплавов и порошковых материалов. Одно из последних исследований в этой области является применение активирующих флюсов для повышения проплавляющей способности дуги аргонодуговой сварки жаропрочных никелевых сплавов. Это позволило повысить производительность изготовления некоторых узлов за счет снижения числа проходов при сварке толстостенных конструкций и сократить часть затрат на расходные сварочные материалы.

Также, занимаюсь внедрением в процесс сварки современных программных комплексов. Мой патент как раз касается моделирования процесса сварки на экране компьютера – это специальная программа, которая позволяет рассчитать и рассмотреть все детально, не закупая сырье и не занимая время рабочих.

Каким видите свое будущее?

В ближайшее время есть идеи по поступлению в аспирантуру по своему направлению. Я ведь уже говорил, в нашем деле нужно учиться, учиться и еще раз учиться!

А каким вы видите будущее российской авиационно-космической отрасли? Это перспективное направление для молодого человека, только планирующего учебу в ВУЗе?

Буду честен: сейчас есть определенные трудности, связанные с последними событиями в плане ограничений. Но при должном финансировании, а оно будет,  авиационно-космическая отрасль  продолжит развиваться в необходимом темпе. Россия имеет достаточно серьезную репутацию в этой сфере, и мы сможем ее укрепить. Для этого, необходимы молодые квалифицированные кадры. На текущий момент, я имею к этому процессу непосредственное отношение, что меня также воодушевляет. Я являюсь одним из авторов пособия, которое сейчас применяется в ВУЗах и на предприятиях, а также, в качестве эксперта НИАТ (Национальный Институт Авиационных Технологий) провожу аттестацию специалистов-сварщиков для нашей отрасли. Это очень важная область, от квалификации персонала будет зависеть, взлетит тот или иной объект, или развалится в верхних слоях атмосферы.

В общем и целом, мой прогноз положительный. Думаю, в ближайшие несколько лет наша отрасль имеет все шансы стать одной из самых престижных и динамично развивающихся.

Тогда, дайте несколько советов тем, кто решит связать свое будущее с авиационно-космической промышленностью.

Для начинающих специалистов, я советую в начале карьеры не строить иллюзий, что получив должность без опыта работы, вы сразу начнете зарабатывать по сто тысяч рублей. Нужно понимать, что работодатель платит за профессионализм, а он приходит с опытом. Поэтому на старте необходимо набраться необходимых знаний.

Может показаться странным, но, вспоминая собственный опыт, хочу посоветовать иметь свою личную библиотеку необходимой в работе литературы и прочих нормативных документов, пусть даже в электронном виде. Это действительно облегчит и ускорит решение многих задач. Гугл здесь не поможет.

Еще один немаловажный совет заключается в способности воспринимать критику, ее будет достаточно в процессе работы. Научитесь принимать мысль, что ты можешь быть не прав.

Нельзя останавливаться в совершенствовании своих навыков и в получении новых знаний и компетенций. Как только начинает казаться, что ты профи, нужно срочно организовать какое-то новое исследование. Иначе, профессиональное выгорание – твое ближайшее будущее.

И еще один совет – это всегда быть на связи со своими коллегами как внутри своего предприятия, так и на других. Поддержание контактов со специалистами позволит обмениваться опытом, делиться технологиями и приемами в решении схожих задач. Это невероятно полезно для всех, в особенности инженеров-технологов.