Российские ВВС продолжают регулярно тренировать экипажи своих транспортников Ил-76 в качестве бомбардировщика. Об этом пишет немецкий авиационный сайт Flug Revue. Перевод публикации представлен изданием discover24.ru.

Российский Ил-76 – чрезвычайно универсальный самолет, что он достаточно часто доказывал в своей карьере. С момента своего первого полета в 1971 году Ил-76 хорошо зарекомендовал себя во многих странах мира. На военной службе он надежно доставляет бронетехнику, грузы и войска, снабжает топливом истребители в воздухе или тушит лесные пожары водой из оборудованного в грузовом отсеке резервуара.

Организация Объединенных Наций использует этот советский/российский четырёхдвигательный самолет, чтобы обеспечить едой голодных в «третьем мире». В коммерческом плане Ил-76 как грузовой самолет также широко востребован.

Как и другие транспортные самолеты советской эпохи, Ил-76 обладает мало афишируемой дополнительной возможностью: он также может использоваться в качестве бомбардировщика, имея соответствующие пилоны под крылом. Фактически, ВВС России по сей день продолжают обучать свои экипажи Ил-76 сбрасыванию бомб.

Последняя подобная тренировка проходила в середине ноября на военном полигоне Кущалино в Тверской области. Сообщается, что в ней приняли участие более десяти экипажей. На видео- и графическом материале, предоставленном Министерством обороны России, видно, как Ил-76 летит с аэродрома в Пскове в сторону цели, неся под крыльями четыре неуправляемых бомбы П-50Т, весом в 50 кг каждая. На высоте 500 метров над целью экипаж сбрасывает свой взрывоопасный груз на землю.

Для навигации и целеуказания используются уже встроенные в Ил-76 системы, которые обычно используются для точного сброса грузов и десантников. За это отвечает штурман, который сидит в стеклянной носовой части самолета.

В качестве учебной цели бомбардировки Минобороны назвало «вражеские самолеты, которые оказались на взлетно-посадочной полосе». Однако после сброса бомб свободного падения Ил-76 второй раз пролетел над полигоном – чуть ниже, на высоте 400 метров над землей. На этот раз целью служил конвой с припасами условного противника.

Это была уже тренировка для стрелка, который размещается в кормовом отсеке некоторых Ил-76, построенных для военных. Его вооружение – 23-миллиметровая спаренная пушка с оптическим прицелом с ручным управлением, с боекомплектом в 150 снарядов. «Когда самолет находился прямо над целью, стрелок захватил цель визуально и произвел стрельбу из бортовой пушки ГШ-23», – пояснили в информации Минобороны.

Вооруженные силы используют свои транспортные самолеты для бомбардировок издавна. В большом количестве такие миссии выполнял известный Condor Legion во время гражданской войны в Испании. Позже США использовали такие массовые транспортники, как Lockheed C-130 Hercules, для бомбардировок во Вьетнаме. В СССР была распространена доктрина, согласно которой транспортные самолеты могли бы при необходимости использоваться в качестве бомбардировщиков, что обязывало экипаж иметь соответствующие навыки.

Однако военная польза от таких миссий считается очень низкой, поэтому никакие крупные военно-воздушные силы мира не полагаются на них – за исключением России. Поэтому не совсем понятно, к чему именно стремятся российские ВВС, обучая экипажи транспортников бомбардировкам. По официальной версии, Ил-76 таким образом должен «обезопасить зоны приземления и аэродромы в спорных районах». Однако у ВВС России вполне достаточно истребителей, которые могут делать это намного лучше.