Турция давно стремится стать одним из региональных лидеров Ближнего Востока, но ее международные амбиции сдерживаются отсутствием ядерного арсенала. Об этом пишет греческое издание Greek City Times. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

Роль Турции на Большом Ближнем Востоке находится под пристальным вниманием международного сообщества после того, как она заявила о своем намерении стать значимой региональной державой в формирующейся многополярной международной системе. Именно ради этого Турция постепенно отходит от Запада (и Североатлантического альянса) в попытке повернуть на восток (Евразия). Приобретение ракетной системы С-400 российского производства стало началом этого рискованного внешнеполитического сдвига, который постепенно становится головной болью для западных союзников. Однако амбиции Турции сдерживаются отсутствием ядерного арсенала, который служил бы средством ее независимости от щита НАТО.

Значение, которое Анкара придает ядерному оружию, вытекает из соответствующего заявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в сентябре 2019 года на Экономическом форуме Центральной Анатолии. «У некоторых стран есть ракеты с ядерными боеголовками, и не одна или две. Но нам они говорят, что мы не можем их получить. Я не могу с этим согласиться», – заявил он и добавил: «мы работаем над этим», подразумевая, таким образом, что усилия по приобретению ядерного арсенала уже продолжаются.

Тревожные звонки об этом звучат с 2015 года, когда немецкие спецслужбы обнаружили, что Турция, похоже, идет по стопам Ирана. Выяснилось, что президент Эрдоган еще в 2010 году потребовал тайно начать строительство объектов по обогащению урана. Кроме того, есть подозрения, что Турция уже получила обогащенный уран из бывшей советской республики.

Сайт Al Jazeera обнародовал информацию о том, что Исламабад намерен тайно поддерживать турецкую программу создания ядерного оружия. Директор Ближневосточного центра отчетности и анализа Джонатан Спейер подчеркивает, что «прочные и развивающиеся стратегические связи Анкары с Пакистаном вызывают озабоченность международного сообщества в связи с возможностью передачи знаний о ядерном оружии между двумя странами. У Турции уже есть воля и сырье. Знания – тот фактор, которого ей сейчас не хватает».

Станет ли Турция в ближайшее время государством, обладающим ядерным оружием? «Я надеюсь, что этого не произойдет, но Турция, похоже, пытается этого добиться», – сказал д-р Мориц Кютт, эксперт по ядерному оружию Института исследований мира и политики безопасности Гамбургского университета. Он также добавил, что «ядерное оружие не успокоит ситуацию с безопасностью; вместо этого они будут поддерживать «эго» Турции». Более обеспокоенным проявил себя израильский политолог Яков Кедми, он считает, что появление у Анкары ядерного арсенала – лишь вопрос времени и предотвратить это невозможно.

Строительство АЭС «Аккую» (а также тех, которые планируется построить в Синопе и в Восточной Фракии) тоже, конечно, не случайное совпадение. С одной стороны, это направлено на снижение энергетической зависимости Турции (в 2020 году примерно 72% потребления электроэнергии было импортировано), но с другой стороны, это служит вводным курсом в ядерную экспертизу.

Десятки турок уже изучают ядерную инженерию в российских вузах с 2015 года. У России есть основания предоставить ноу-хау для строительства турецкой АЭС Аккую в попытке помешать единству НАТО. Однако российско-турецкое сотрудничество не подпитывает амбиции Турции в получении ядерного оружия. Россия совсем не хочет видеть ядерный арсенал в непосредственной близости от своих границ.

Прежде всего, Турции придется столкнуться с растущим конфликтом интересов с США. Есть много причин, по которым Запад не потерпит Турцию как государство, обладающее ядерным оружием. Тем не менее, турецкие «евразийцы» утверждают, что интересы Турции лежат за пределами западного мира, и поэтому она должна присоединиться к «антиимпериалистическому» лагерю, возглавляемому Россией и Китаем.