Президент России Владимир Путин 22 августа на встрече с представителями правящей партии «Единая Россия» представил лидерство российской военной авиации в мире как некий «безоговорочный» факт. Американское военное издание Military Watch считает такое заявление «смелым», но серьезно преувеличенным. Перевод статьи представлен изданием discover24.ru.

Издание напомнило: «Президент Путин ранее заявлял, что российский Су-57 – лучший истребитель в мире, хотя известно, что в распоряжении ВВС страны находится только один такой самолет. В целом же 76 Су-57 будут развернуты к 2027 году. Хотя РФ первой в мире стала разрабатывать истребители пятого поколения в рамках многообещающей программы МиГ-1.44, Россия в последующие годы опустилась на третье место после Китая и США, которые за много лет до нее выставили на вооружение истребители следующего поколения, аналогичные появившимся Су-57».

Тем не менее, Military Watch объективно отмечает: Су-57 действительно обладает рядом преимуществ перед своими китайскими и американскими соперниками J-20 и F-22, что выражается в его превосходной маневренности, более высокой боевой нагрузке, доступе к ракетам большой дальности и уникальной системе лазерной защиты, – но также считается и значительно менее скрытным.

Американское издание в конечном итоге считает, что российское мировое лидерство в авиации далеко не «безусловное», оно распространяется лишь на ограниченное число отдельных позиций. По оценке Military Watch, «Россия качественно лидирует в нескольких отдельных областях военной авиации, включая использование двух самых мощных ударных вертолетов в мире – Ка-52 и Ми-35, а также самого передового мире тяжелого бомбардировщика Ту-160».

Путин в том же выступлении коснулся и вопроса гражданской авиации России. Президент отметил, что она с советских времен развивалась исходя из потребностей боевой авиации, а не наоборот, как это было за рубежом, но далее заявил, что такая ситуация, ставшая причиной постоянных трудностей для российской гражданской авиации, уже изменилась. В качестве «очень эффективного» образца гражданского самолета Путин назвал Sukhoi Superjet 100, хотя добавил, что «этого недостаточно».

Заявление президента России о тесных связях военной и гражданской авиации страны было далеко не первым. В январе 2018 года, обращаясь к должностным лицам авиационного завода им. Горбунова в Казани, Путин поднял вопрос о том, может ли гражданский самолет на базе Ту-160 межконтинентального дальнего бомбардировщика, обладающий скоростью более 2 Маха, быть жизнеспособной идеей. Он подчеркнул, что «появились крупные компании, которые могли бы использовать этот самолет», и подтвердил готовность государства покрыть часть расходов на дорогие авиабилеты.

«Такой самолет считался возможным средством интеграции западных и дальневосточных пространств России, которые настолько удалены друг от друга, что пересекают 11 часовых поясов. Но в дальнейшем каких-либо комментариев и действий относительно программы по адаптации Ту-160 не последовало. Будущее российской гражданской авиации остается весьма неопределенным, несмотря на значительные инвестиции, при этом остается значительная возможность создания совместного авиалайнера, разработанного совместно с Китаем в рамках программы CRAIC CR929», – заключает Military Watch.