Спустя более полувека после своего появления штурмовик советской разработки Су-25 «Грач» (по классификации НАТО Frogfoot) является одним из самых долгоживущих и самых боеспособных самолетов в ВВС России. Об этом пишет National Interest, отмечая модернизацию и перспективы продления службы Су-25 как минимум еще на два десятилетия. Представляем перевод статьи NI.

Советский Союз как крупнейшая на суше держава всегда уделял первоочередное внимание боеготовности своих сухопутных войск. Так, истребитель-штурмовик Ил-2 зарекомендовал себя одним из знаковых советских самолетов Второй мировой войны. В конце 1960-х годов было принято решении о разработке современного самолета непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Конкурс проектов выиграло КБ «Сухой» со своим демонстрационным концептом Т-8, который затем стал основой будущего Су-25 «Грач».

Двухмоторный одноместный штурмовик Су-25 поступил на вооружение в 1981 году, как раз к советско-афганской войне. Frogfoot обладает прочно бронированным планером из композитных сплавов, способным выдерживать серьезные удары от наземного оружия. В отличие от американского A-10 Thunderbolt II, кабина Су-25 оснащена титановым корпусом в стиле «ванны», обеспечивающим пилоту дополнительную защиту.

«Грач» имеет по пять узлов подвески под каждым крылом и может похвастаться разнообразным выбором ракет и бомб, способных выполнять самые разные задачи по низковысотной атаке и наземной поддержке. К их числу относятся управляемые и неуправляемые тяжелые бомбы семейств КАБ и ФАБ, ракеты класса «воздух-поверхность» серии Х и ракеты С-13/24/25, а также 30-мм автоматическая пушка ГШ-30-2. Более поздние модели Frogfoot получили ракету ближнего действия Р-73, а ГШ-30-2 модернизировали с другими режимами стрельбы.

Самолет принял боевое крещение во время советской войны в Афганистане, совершив более 50 000 боевых вылетов по целям моджахедов. Потери изначально были небольшими, но затем достигли около двух десятков, поскольку боевики получили больше американских переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер». В те же годы экспортированные Су-25 отличились в иракских операциях во время ирано-иракской войны, в которых, по сообщениям, понес только одну потерю.

«Грач» широко использовался во время первой и второй чеченских войн. Поскольку у чеченской стороны не было серьезных систем ПВО, российские Су-25 могли оказывать расширенную поддержку с воздуха в некоторых из самых тяжелых боевых действий тех конфликтов. Совсем недавно Су-25 несколько раз использовались ВВС Армении и Азербайджана во время военного конфликта в Нагорном Карабахе.

Несмотря на то, что ВВС США спешат списать свой флот штурмовиков A-10 (хотя этому противостоит энергичная и до сих пор успешная оппозиция Конгресса), Frogfoot планирует продолжать летать еще несколько десятилетий. Российские военные постоянно инвестировали в модернизированные варианты Су-25 в течение десятилетий после распада Советского Союза.

При доработке в Су-25СМ внесены обновления авионики, двигателя и увеличен выбор дополнительного вооружения. С 2018 года российские военные начали получать Су-25СМ3 с модернизированными комплексами наведения, радиоэлектронной борьбы и навигации. В настоящее время на вооружении ВВС России находятся около 260 Су-25, включая как базовую версию, так и ее модернизированные варианты.