The National Interest (NI) в очередной раз высоко оценил боевые возможности истребителя Су-35С, который в настоящее время составляет основу ВВС России. Представляем перевод свежей статьи NI.

Предлагая мощное сочетание универсальности и эффективности, Су-35 (по классификации НАТО «Flanker-E») обеспечил бесспорное звание лучшего российского истребителя для завоевания превосходства в воздухе без учета факторов малозаметности.

Истребитель, который в конечном итоге стал именоваться Су-35, возник в 1980-х годах, когда Советский Союз разработал усовершенствованный вариант Су-27 с новыми двигателями, модернизированной авионикой и улучшенными аэродинамическими характеристиками. Этот новый истребитель получил название «Су-27М» и совершил свой первый полет в 1988 году. Несколько серийных моделей покинули завод, но финансирование проекта быстро прекратилось после распада СССР. Компания «Сухой» переименовала истребитель в «Су-35» ради экспортных рынков, хотя из этих ранних коммерческих усилий мало что получилось.

Серьезно возродили Су-35 только в начале 2000-х годов, в рамках программы модернизации ВВС России, призванной устранить растущий разрыв между огромным, раздутым наследством из советских самолетов и уже модернизированными западными истребителями четвертого поколения. Истребитель, который мы в настоящее время обычно называем «Су-35», на самом деле является Су-35С. Это итог масштабной модернизации, призванной преодолеть примерно пятнадцатилетний разрыв между первоначальным Су-27М и современным истребителем.

Су-35С – одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе, оснащенный теми же спаренными двигателями АЛ-41Ф1С, которые применялись при выпуске начальной партии многоцелевых истребителей пятого поколения Су-57. Су-35С развивает максимальную скорость 2400 км/ч и имеет боевую дальность 1600 км, но эти стандартные цифры характеристик не отражают одну из самых сильных сторон истребителя: его сверхманевренность. Стандартная компоновка «утка» предыдущих моделей Су-27 была заменена соплами с управляемым вектором тяги, которые обеспечивали заметный прирост маневренности в самых различных сценариях воздушного боя.

Су-35С получил при модернизации новое остекление кабины и масштабную замену авионики. ЖК-экраны и цифровое управление заменили традиционную аналоговую компоновку старых вариантов Су-27. Модернизированная РЛС с пассивной электронно-сканируемой антенной решеткой (PESA) на Су-35С, хотя и не самая передовая в контексте современной авионики, представляет собой мощный инструмент, способный отслеживать до тридцати целей одновременно на дальности до 350 километров.

Но чем Су-35С действительно превосходит многие его аналоги четвертого поколения и даже F-22 Raptor из пятого поколения, так это огромной массой носимого вооружения и удивительной гибкостью его набора. Flanker-E может похвастаться грузоподъемностью 8000 кг, рассредоточенной по двенадцати узлам подвески, а также встроенной 30-мм автоматической пушкой ГШ-30-1. На истребителе из ракет класса «воздух-воздух» шесть Р-74 заполняют зону поражения малой дальности, а остальными либо всеми двенадцатью ракетами большой дальности служат Р-77, немного превосходящие американский аналог AIM-120 AMRAAM.

Несмотря на свою изначальную ориентацию в качестве платформы для завоевания превосходства в воздухе, Су-35 может успешно выполнять задачи нанесения ударов по наземным целям благодаря широкому выбору управляемых бомб, а также крылатых ракет класса «воздух-поверхность» Х-31/35/59 и Х-31/35/59 из семейства «Калибров». Сообщается, что Су-35 несколько раз выполнял задачи атак наземных целей на протяжении всего периода участия России в сирийской гражданской войне, а также отслеживал и перехватывал израильские самолеты, летающие в сирийском воздушном пространстве.

Су-35 не вполне соответствовал экспортной роли, намеченной компанией «Сухой», хотя самолет был закуплен партиями по 24 единицы ВВС КНР и ВВС Египта. Российские военные на сегодняшний день являются крупнейшим заказчиком Су-35. В настоящее время в эксплуатации находится чуть менее 100 моделей, но заказаны еще десятки. Flanker-E сейчас составляет основу военно-воздушного флота России. Планируется, что Су-57 постепенно сменит Су-35С, и к 2028 году намечено ввести в строй семьдесят шесть таких истребителей, но только время покажет, сможет ли российская оборонная промышленность произвести требуемое количество Су-57 за указанное время.