COVID-19 – инфекция, вызываемая новым коронавирусом SARS-Cov-2, уже обнаружена у более чем четырех миллионов человек по всему миру. Количество погибших превысило 272 тыс. человек. Несмотря на широкое освещение пандемии, не все знают, что причиной смерти от коронавируса зачастую становится чрезмерный ответ иммунной системы, задача которой бороться с инфекциями.

В новой обзорной статье, опубликованной в Frontiers in Public Health специально для неспециалистов, группа экспертов из Медицинского университета Цзуньи рассматривает эпидемиологию, пути распространения заболевания, симптомы, диагностику и текущее лечение тяжелой формы COVID-19. Они подчеркивают ключевую роль чрезмерной реакции иммунной системы в прогрессировании заболевания и даже смерти.

Эксперты объясняют, что вирус попадает в дыхательные пути, происходит заражение и дальнейшее размножение внутри организма. В тяжелых случаях иммунная система провоцирует «цитокиновый шторм». Этот «шторм» является чрезмерной активацией лейкоцитов, которые выделяют слишком большое количество цитокинов, стимулирующих воспаление молекул.

«Подобно тому, что происходит после инфицирования SARS и MERS, данные показывают, что у пациентов с тяжелым COVID-19 может быть синдром «цитокинового шторма». Быстро увеличивающиеся количество цитокинов привлекает избыток иммунных клеток, таких как лимфоциты и нейтрофилы, что приводит к инфильтрации в легочную ткань и, следовательно, вызывает повреждение легких», – объясняет автор статьи, профессор Дайшун Лю из Медицинского университета Цзуньи, Китай.

В результате «цитокинового шторма» возникает высокая температура, кровеносные сосуды становятся слабее, кровь свертывается быстрее, давление снижается, присутствует кислородное голодание, повышенная кислотность крови и накопление жидкости в легких.

Лейкоциты неправильно работают, в результате воспаление возникает даже в здоровых тканях, что приводит к недостаточности легких, сердца, печени, кишечника, почек и половых органов (полиорганная недостаточность). Это может ухудшить состояние легких или привести к их отказу (острый респираторный дистресс-синдром) из-за образования так называемой гиалиновой мембраны, состоящей из остатков белков и мертвых клеток, выстилающих легкие, что затрудняет поглощение кислорода. Поэтому большинство случаев смерти от COVID-19 связано с дыхательной недостаточностью.

Лю и соавторы объясняют, поскольку специального противовирусного лекарства для COVID-19 не существует, цель лечения должна заключаться в борьбе с симптомами, снижении смертности за счет интенсивного поддержания функции органов, например, системы искусственной очистки крови или заместительной почечной терапии.

Особенно важными являются методы дополнения или замены функции легких, например, с помощью неинвазивной механической вентиляции через маску, вентиляции через дыхательную трубку (если возможно, с уточнением положительного конечного давления выдоха, когда вентилятор создает дополнительное давление в конце каждого вдоха, удерживая альвеолы открытыми во всем цикле дыхания). Дополнительно может использоваться введение нагретого и увлажненного кислорода через трубку в носу или шунтирование легкого.

В заключение авторы подчеркивают важность предотвращения вторичных инфекций. SARS-Cov-2 также проникает в кишечник, где он вызывает воспаление и повреждение стенок, что приводит к проникновению других болезнетворных микроорганизмов. Они выступают за то, чтобы это было предотвращено с помощью нутритивной терапии, например, пробиотиков – полезных бактерий, которые защищают от появления вредных – и питательных веществ и аминокислот для улучшения иммунной защиты и функционирования кишечника.

«Поскольку устранение инфекции в настоящее время основано на агрессивном лечении симптомов, профилактическая защита от вторичных инфекций, таких как бактерии и грибки, особенно важна для поддержки функций органов, особенно сердца, почек и печени, чтобы попытаться избежать дальнейшего ухудшения состояния», – отмечает Лю.