Новое исследование, проведенное датским Орхусским университетом и шведским университетом Готенберга, показывает, что исчезновение животных сейчас происходит со столь быстрыми темпами, что эволюции не удается поспевать за ним. Если не предпринять более жестких усилий по сохранению нынешних видов зверей во всем мире, то, скорее всего, природе потребуются миллионы лет, чтобы естественным образом восстановить биоразнообразие млекопитающих, которое будет уничтожено в течение следующих 50 лет. Данная научная работа была опубликована в PNAS.

За всю историю Земли на ней произошло пять крупных массовых вымираний. В 2015 году ученая Элизабет Колберт опубликовала исследование «Шестое вымирание», за которое она получила Пулитцеровскую премию. В нем рассказывается о том, как люди привели к вымиранию множества видов. Используя наработки Колберт, новое исследование показывает, что многие наиболее крупные наземные виды животных в скором времени столкнуться с невозможностью проживания в своих обычных ареалах обитания.

«Когда-то мы жили в мире гигантов: гигантских броненосцев, гигантских бобров, гигантских оленей и так далее. Теперь же мы живем в мире, в котором становится все меньше крупных видов диких млекопитающих. Немногие оставшиеся гиганты, например, слоны и носороги, могут быть в скором времени полностью уничтожены», – отмечает профессор Йенс-Кристиан Свеннинг из Орхусского университета.

Одним из главных чудес биоразнообразия являются животные, которые обладают разными эволюционными линиями. Примером этому могут служить животные наподобие ныне вымершей Макраухении. Кости этого зверя впервые были обнаружены Чарльзом Дарвином во время его путешествия на бриге «Бигль». Макраухению можно описать как существо, имевшее тело гигантской ламы или верблюда, ноги носорога и хобот слона. Когда Макраухения вымерла, исчезла целая эволюционная ветвь. Она играла уникальную роль в окружающей среде и эволюции понадобились миллионы лет, что восполнить возникший пробел.

К ближайшим родственникам Макраухении можно отнести представителей отряда Непарнокопытных, в который входят зебры, тапиры и носороги. Сейчас они относятся к животным, которым тоже угрожает исчезновение из-за деятельности людей.

Черный носорог, например, в основном обитает в Восточной Африке и занесен в список Международного союза охраны природы (МСОП) как «находящийся под угрозой исчезновения». Другие биологически разнообразные семейства тоже находятся под угрозой: азиатский слон является одним из двух выживших видов из отряда Хоботных. Наделенные длинными хоботами и массивными телами, предки этого отряда млекопитающих включали в себя множество мастодонтов Ледникового периода. В списке МСОП азиатский слон тоже отмечен как «находящийся под угрозой исчезновения». К тому же специалисты отмечают, что их численность постоянно уменьшается.

«Существуют сотни видов землероек, а потому они способны пережить даже несколько вымираний. Однако было всего четыре вида саблезубых тигров, поэтому они все вымерли», – заявил палеонтолог Мэтт Дэвис из Орхусского университета, возглавивший новое исследование.

Применяя компьютерные симуляции и «древовидную карту жизни и смерти», команда ученых воспользовалась данными ожидаемых вымираний, чтобы рассчитать, сколько времени потребуется Земле на восстановление утраченного биоразнообразия посредством естественной эволюции. Они исследовали вымирания до появления человечества, а затем посмотрели, насколько трудной сделали люди жизнь современным животным.

Самый лучший сценарий предполагает, что на восстановление потребуется от трех до пяти миллионов лет. Ранее Земле понадобилось более пяти миллионов лет, чтобы вернуть биологическое разнообразие Ледникового периода.

Вот почему ученые считают, что сохранение видов является лучшим подходом. «Гораздо легче спасти биоразнообразие, чем потом попытаться вернуть его», – добавил Дэвис.