В декабре 2004 года группа американских астрономов обнаружила в Солнечной системе новую карликовую планету, расположенную в поясе Койпера, то есть за орбитой Нептуна, и получившую название Хаумеа. Позднее ученые выяснили, что Хаумеа в отличие от большинства других планет имеет плоскую форму.

Такая форма планеты обусловлена скоростью ее вращения. Согласно данным, полученным в ходе наблюдений, Хаумеа – это одна из самых быстровращающихся планет, период ее обращения вокруг собственной оси примерно равен 3,9 часа.

Хаумеа сильно вытянута у экватора и приплюснута у полюсов в соотношении 2 к 1. Эта планета является четвертой по величине среди карликовых планет Солнечной системы после Плутона, Эриды и Макемаки и имеет два собственных спутника. Ее средний диаметр укладывается в диапазон 1212—1491 км.

По словам специалистов, если бы Земля стала вращаться вокруг своей оси с той же скоростью, что и Хаумеа, то ее форма также из шарообразной превратилась бы в плоскую.