Американский астроном Джейсон Райт, развивая теорию Энрико Ферми, предложил искать следы развитых инопланетных цивилизаций в непосредственной близости от Земли, не выходя за пределы Солнечной системы.

Физик Энрико Ферми, размышляя о космосе, задавался логичным вопросом: “Где все?”. По его мнению, генезис жизни не слишком сложен и Вселенная должна просто изобиловать “маленькими зелеными существами”, населяющими многие триллионы планет. Прошло почти 14 миллиардов лет с момента Большого взрыва, поэтому даже если небольшое число инопланетных обществ стало технологически развитыми, то доказательства их существования должны быть очевидны. Так почему же нам никак не удается обнаружить признаки их существования?

Парадокс Ферми имеет много предполагаемых решений. Например, мы действительно одиноки в космосе или земляне искусственно изолированы от межзвездного сообщества до тех пор, пока не достигнут уровня ответственных галактических граждан. Еще одним ответом может быть идея Большого фильтра, которая предполагает, что у каждой цивилизации есть свой “срок службы” и однажды настает некий неизбежный момент, когда ее развитие приводит к саморазрушению. В таком случае в космических масштабах шансы на одновременное сосуществование двух разумных и технологичных цивилизаций в непосредственной близости друг от друга ничтожно малы.

Подобные рассуждения натолкнули Райта на мысль, что вместо того, чтобы искать вымершую жизнь «там», лучше рассмотреть возможность существования технологически развитых цивилизаций в ранней Солнечной системе за сотни миллионов или даже миллиардов лет до появления человека.

По словам астронома, есть неплохие шансы обнаружить свидетельства былой разумной жизни на медленно меняющемся Марсе, а также на Луне и на замороженных спутниках внешних планет Солнечной системы, где туннели и города древних цивилизаций могли сохраниться, погребенные под слоем земли и льда. Помимо вещественных доказательств, очевидными свидетельствами могут выступить следы радиации, оставшиеся от распада ядерных источников энергии.