К эволюционному торжеству позвоночных животных привели хищнические навыки, а главная роль в этом принадлежит центральному ядру миндалины переднего мозга, заявляет международная группа учёных в журнале “Cell”.

Команда учёных из США, Бразилии и Китая в составе физиологов, биофизиков, нейрохирургов и др., завершила в прошлом году большое исследование с экспериментами на лабораторных мышах. Результаты опубликованы 12 января в 162-м томе журнала “Cell” (статья “Integrated Control of Predatory Hunting by the Central Nucleus of the Amygdala”).

Известно, что у позвоночных миндалина переднего мозга играет важную роль в мотивации поведения и управлении эмоциями. На ней экспериментаторы и сосредоточились, пытаясь уяснить механизмы, посредством которых мозг руководит действиями хищника.

Наряду с хемогенетическим методом в опытах использован новый подход – оптогенетический (конкретно: стимуляция участков миндалины путём возбуждения нейронов световым лазерным лучом). Оба способа стимуляции вызывали у мышей моментальное проявление хищнических рефлексов. Причём, реакция нападения появлялась как на привычный корм – живых сверчков, так и на несъедобные объекты типа бутылочных пробок. При этом отмечено согласованное управление шейной и челюстной мускулатурой, что важно для точных смертельных укусов жертвы.

Новое открытие в области эволюции: охотничьи рефлексы «вшиты» в мозг всех позвоночных
Схема опыта

Установлено, что охотничьи рефлексы контролируются двумя наборами нейронов (нейронных путей). Эти нейронные пути формируются в центральном ядре миндалины и координируют модели поведения хищников: преследование добычи и укусы при её захвате.

Данная работа проливает свет на эволюцию позвоночных. Как отмечают авторы статьи, описанные нейронные пути есть у всех челюстноротых хордовых, начиная с рыб и кончая человеком. Но их нет у миног – представителей архаичного и уже почти вымершего надкласса хордовых бесчелюстных (они же – круглоротые), господствовавшего на планете в палеозое до развития настоящих рыб.

Комментарий переводчика:
Другими словами, установлена эволюционная “дата рождения” главных охотничьих рефлексов: силур (430 млн лет назад), когда на планете появились первые челюстные рыбы, способные к активному захвату пищи. И “зубохватательный” рефлекс заложен во всех позвоночных животных, включая самые “мирные” виды от аквариумных гуппи до травоядных зайцев.