От негативных эмоций во время перелета не застрахован никто. Причин тому множество: задержка рейса, грубое обслуживание или храпящий сосед. Научное исследование показало, что главным раздражителем для пассажиров является классовое неравенство.
Проявления гнева в воздухе более вероятно, когда в самолете есть кабина первого класса, говорят исследователи Кейт ДеЦеллес из Университета торонтской Школы управления Ротмана и Майкл Нортон из Гарвардской школы бизнеса. Вероятность негативных эмоций возрастает в 4 раза, если пассажирам эконом класса приходится проходить к своим местам через первый класс. Последствия этого эквивалентны стрессу от 9-часовой задержки рейса. Как результат, поведение пассажиров представляло угрозу окружающим – они ругались, отказывались выполнять просьбы стюардесс.
Профессор ДеЦеллес говорит, что ожидала большего недовольства пассажиров от других раздражителей, например, тесноты или длительности перелетов.
Предыдущие исследования показали, что люди имеют более слабое здоровье, более низкое благосостояние, если испытывают лишения по сравнению с другими или чувствуют, что подвергаются неравному обращению. Таким образом, даже временный опыт неравенства может иметь негативные последствия.
Полученные результаты имеют значение для любой физической среды, где очевидны классовые или статусные различия – многоуровневый стадион или концертный зал, рабочие пространства, в которых сотрудники должны пройти к своим местам через более благоприятно обустроенные кабинеты начальства и т.д. Авиакомпании уже раздумывают о том, как убрать акцент различия между группами пассажиров, например, отделив вход в салоны первого и эконом-классов.