Сегодня завершаются первые 100 дней пребывания Дональда Трампа на посту президента США во время его второго срока. Этот краткий, но насыщенный период его правления уже назван “историческим”, ознаменовавшимся рядом масштабных и зачастую весьма спорных решений.

Как отмечает издание “Лента.ру”, действия новой администрации направлены на реализацию предвыборных обещаний Трампа по восстановлению былого величия Америки и коренному пересмотру курса страны, что неизбежно затрагивает как внутреннюю жизнь США, так и глобальный баланс сил.

Далее по тексту мы рассмотрим ключевые события и решения этого периода, уделяя особое внимание изменениям во внутренней и внешней политике США согласно анализу “Ленты.ру”.

Внутренняя политика:

  • Отмена указов Байдена: В первый же день Трамп отменил 78 исполнительных указов, включая меры по поддержке расового равенства и прав ЛГБТ. Он также распорядился отменить политику разнообразия, равенства и инклюзивности (DEI) в правительстве.
  • Определение пола: Подписал указ о признании только женского и мужского полов.
  • Граница: Объявил чрезвычайное положение на границе с Мексикой для борьбы с нелегальной миграцией и наркотрафиком. Ссылаясь на данные The Economist, издание отмечает снижение количества столкновений с мигрантами.
  • Департамент эффективности (DOGE): Создал Департамент эффективности государственного управления (DOGE) во главе с Илоном Маском для повышения эффективности и выявления нецелевых расходов. По утверждению Маска, ведомство сэкономило более 160 миллиардов долларов, что привело к массовым сокращениям госслужащих и приостановке деятельности USAID. Эксперт Виктория Журавлева называет роль DOGE огромной с точки зрения аудита и прозрачности, но отмечает, что ведомство не может закрывать агентства, лишь влиять на общественное мнение.
  • Скандалы в администрации: Упоминается скандал с утечкой секретного чата Signal о йеменских хуситах, приведший к напряженности между Трампом и его окружением (советником по нацбезопасности Майком Уолтцем и шефом Пентагона Питом Хегсетом), хотя Трамп публично выразил им поддержку.
  • “Месть врагам”: По данным The New York Times, Трамп использует свое положение для расследования действий бывших чиновников, которые ему “бросили вызов” или были не согласны, что рассматривается как стремление использовать власть для наказания противников и заставить молчать потенциальных критиков.
  • Концентрация власти: Издание обсуждает мнение о стремлении Трампа сконцентрировать власть. Виктория Журавлева считает, что, несмотря на “экстравагантное” поведение, результативность Трампа ограничена системой “сдержек и противовесов”. По ее словам, из-за глубокого политического кризиса и небольшого большинства республиканцев в Конгрессе, Трамп оказывается “блокированным и связанным” в реализации долгосрочных инициатив, и его исполнительные указы имеют временный характер. Также отмечается слабость и раскол Демократической партии, что мешает им противостоять Трампу.

Внешняя политика:

  • “Америка прежде всего”: Внешнеполитический курс основан на этой концепции. Упоминаются неоднозначные заявления о покупке Гренландии и присоединении Канады. Эксперт Михаил Алхименков считает эти заявления желанием Трампа изменить правила игры на континенте, отмечая маловероятность присоединения Канады или Гренландии.
  • Диалог с Россией: 12 февраля состоялся первый за три года телефонный разговор Путина и Трампа. Достигнута договоренность о создании переговорных групп по Украине и подготовке встречи лидеров. Статья приводит подробную хронологию контактов и переговоров по урегулированию конфликта на Украине, включая встречи в Саудовской Аравии и Стамбуле, переговоры США с Россией и Украиной, телефонные разговоры Путина и Трампа, а также объявленные перемирия. Упоминаются два раунда обмена заключенными. Трамп считает, что США необходимо иметь дело с Россией, и винит администрацию Байдена в низшей точке отношений.
  • Конфликт на Украине: Трамп позиционирует себя как “миротворца”, желающего закончить конфликт, который, по его мнению, является “обузой”. Он критикует позицию Зеленского, особенно его отказ признать Крым российским, называя это препятствием для переговоров. Эксперт Алхименков считает Трампа более конструктивным, чем либеральный истеблишмент, и отмечает, что отсутствие у “трампистов” идеи “крестового похода” против России делает подход Москвы к национальным интересам понятным для Трампа. Глава МИД России Лавров называл Трампа “единственным западным политиком”, понимающим первопричины кризиса.
  • Конфликт с Европой: Европейские лидеры обеспокоены “конфронтационным стилем” Трампа. Речь вице-президента Джей Ди Вэнса в Мюнхене подвергла критике внутреннюю политику ЕС. Трамп критикует расходы стран НАТО на оборону, что привело к дискуссиям о возможном выводе американских войск из Европы. Алхименков считает ЕС “идеологическим и экономическим конкурентом трампистов”.
  • Торговая война: 2 апреля Трамп объявил о введении взаимных тарифов (“День освобождения”), хотя позже ввел 90-дневную паузу для многих стран, кроме Китая, против которого пошлины были увеличены до 125%. Издание считает, что торговая война нанесла вред США и обострила международные отношения.
  • Противостояние с Китаем: Сдерживание КНР названо основной внешнеполитической задачей. Упоминаются заявления шефа Пентагона Пита Хегсета о готовности к “любому типу войны” с Китаем.
  • Давление на Иран: Трамп подписал указ о “максимальном давлении” на Иран для достижения ядерного соглашения, угрожая “невиданными бомбардировками” в случае провала инициированных непрямых переговоров.
  • Общая цель внешней политики: По мнению Алхименкова, цель Трампа – изменить и повысить роль США в мировых делах, поскольку прежний либеральный миропорядок в кризисе. США не хватает ресурсов для глобальной гегемонии.

Добавим, что Трамп последовательно реализует свои предвыборные обещания, применяя концепцию “мир через силу”. Его резкий стиль общения создает нестабильность, и “миротворческий импульс” сталкивается с препятствиями, преодолеть которые он пытается, чтобы сделать Америку вновь великой на мировой арене.