На фоне растущей нестабильности и неопределенности в современном мире все более актуальной становится профессия социолога – человека, который не только способен распознать общественные проблемы в определенный момент времени, но и подсказать всем участникам, как их можно преодолеть. О состоянии социологической науки мы поговорили с Александром Ткачевым, кандидатом социологических наук, автором множества современных исследований и статей, руководителем научного издательства «АПНИ» и главным редактором научного журнала «Актуальные исследования».

Александр, что сейчас происходит с социологией?

Социология, как и любое научное знание, находится в процессе постоянной трансформации. Наиболее активно развивается прикладная социология. Сильное влияние на методы проведения исследований, интерпретации и представления данных оказал интернет. В данный момент практическая социология проходит этап трансформации в digital-систему. Появилась цифровая социология, расцвела онлайн-социология. Развитию этих направлений способствовала пандемия covid-19.

Как социология трансформируется с появлением Big Data, социальных сетей?

Сегодня социологи-практики опираются на так называемые цифровые «следы», получая огромные массивы данных, при этом не задавая ни единого вопроса респондентам. Это стало отправной точкой развития безопросной социологии, в основе которой лежат большие данные (BigData). Современные методики проведения исследований (онлайн-панели, ривер-сэмплинг) дали дополнительные преимущества, например, возможность охвата большего количества респондентов и скорость обработки полученного массива данных. Это экономит финансы и время, увеличивая точность и качество.

Получается, социологи стали немножко айтишниками?

Мы все сегодня немного айтишники. Такое время. Вообще трудно себе представить социолога-профессионала, не владеющего современными технологиями обработки и интерпретации полученных данных.

Насколько сегодня социология востребована среди молодежи, кто и почему выбирает социологию?

В последнее время отмечается рост количества молодых социологов. В вузах, где раньше не было таких специальностей, открываются целые факультеты социологии. Однако нередко уже дипломированные специалисты не стремятся продолжать работать в профессии социолога. Они не заинтересованы, и не слишком востребованы на рынке труда. Правда, у этого явления есть еще одна важная причина. Социолог в России – профессия определённо нишевая. Услугами социологов пользуются либо государственные институции, либо крупные коммерческие компании. Тогда как, к примеру, на Западе даже маленькие компании привлекают социологов к работе в штате. Это совершенно нормальная практика. Как бы там ни было, в настоящее время количество социологов-профессионалов растет, а это есть – положительная тенденция в профессии.

Но ведь в социологии есть место достижениям и открытиям для амбициозных молодых людей?

Конечно, есть. И не только для молодых. Только под моим руководством за последние 10 лет было проведено множество социологических исследований. Среди наиболее значимых – «Проблема наркомании в общественном мнении жителей Белгородской области», «Оценка реализации молодежной политики в городе Белгороде», «Отношение граждан к работе органов внутренних дел», «Местные газеты в условиях интенсификации информационных процессов». Выводы исследований находили применение в практической деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Возвращаюсь к вашему вопросу о том, есть ли место для достижений. Возглавляя научное издательство, я вижу, как много разрабатываются новых методов и подходов, которые оказываются востребованными в обществе. Я воодушевлен своим личным вкладом в обнародование и распространение публикаций многих подающих надежды молодых ученых-социологов. Могу с уверенностью подчеркнуть: социология – перспективная отрасль для талантливых и амбициозных.

Ваша блестящая карьера выглядит четко спланированной. Неужели с юных лет вы уже знали, что пойдете в социологию?

Это забавная история. Вообще-то я учился в университете на менеджера в гос- и муниципальном управлении. Уже тогда я понимал, что мне интересен не столько процесс управления (управленцев у нас и так в избытке), а сама суть, логика того или иного решения, процесса. Почему люди, в том числе на «больших» постах думают и ведут себя именно так, а не иначе? Мне хотелось залезть к ним в голову, а не оказаться на их месте. Я по собственной инициативе проводил различные социальные исследования в университете. Их результаты публиковали научные журналы, они выносились на обсуждение на научных мероприятиях (форумах, семинарах, конференциях, симпозиумах). Эта работа помогла определиться не только с профессией, но и с областью социологической науки, которая для меня представляет наибольший интерес.

Как же вам удалось, став выпускником Академии госслужбы, продолжить научную деятельность в социологии?

Продолжением моих студенческих научных экспериментов стало диссертационное исследование об определении возможностей применения социальных технологий в практике профессиональной деятельности государственных служащих. Моим научным руководителем был Леонид Яковлевич Дятченко, известный в России и в мире социолог, основатель Белгородской школы исследования социальных технологий.

Актуальность диссертации связана с усложнением задач государственного управления, недостаточным освоением социальных технологий госслужащими и необходимостью теоретического обоснования процесса формирования социально-технологической культуры чиновников.

Социально-технологическая культура — это относительно новое явление в социологической науке. Фактически нам с научным руководителем пришлось стать основоположниками социально-технологической теории, начав буквально с ее определения. Социально-технологическая культура определяется нами как система ценностных ориентаций и норм поведения, умений и навыков, обеспечивающих достижение профессиональных целей при помощи сознательного использования социальных технологий. Проще говоря, внедрение в профессиональную среду социальных технологий существенно влияет на рост эффективности работы управленческой системы.

В ходе исследования мне удалось обосновать органический подход к формированию социально-технологической культуры государственных служащих. Определить её уровень возможно при помощи разработанной мной системы показателей оценки. Она включает в себя: характер установок в отношении применения социальных технологий, выраженность интереса к ним, степень признания значимости социально-технологического стиля деятельности, уровень социально-технологических знаний, сформированность умений и навыков владения социальными технологиями.

По итогу, отдельные результаты моей диссертации вошли в программу лекционных и семинарских занятий по дисциплинам «Социология управления», «Система государственного управления», «Теория социальных технологий» для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» в Белгородском государственном национальном исследовательском университете.

Вы — автор первого учебного курса по теории социальных технологий, преподаваемого в высшей школе в России. Вы считаете, что это весомое личное достижение?

Да, это так. Однако я скромный человек и не люблю хвастаться, но коллеги отмечают, что прохождение студентами этого курса существенно влияет на качество их образования. Некоторые из них начинают проводить свои собственные исследования в области социологии и социальных технологий, базирующиеся на знаниях, полученных в ходе прохождения курса. Безусловно, приятно, быть автором учебного курса, в особенности, когда мои личные исследования являются его основой.

Также совместно с профессором Валентином Бабинцевым и социологом Владимиром Скурятиным я в качестве главного автора разработал учебное пособие «Теория социальных технологий: материалы медиа-лекций». Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению бакалавриата «Государственное и муниципальное управление», магистрам. В пособии раскрывается основное содержание 10 медиа-лекций по дисциплине «Теория социальных технологий». Материалы, представленные в пособии, позволят раскрыть содержание учебной программы дисциплины.

Под вашим руководством было опубликовано более 30 тысяч научных статей. А где публикуете свои собственные работы?

Я опубликовал более 40 научных работ. Среди которых 13 в журналах, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования. ВАК – это центральный орган в области присуждения учёных степеней и присвоения ученых званий в России. Большая часть работ находится в области моих профессиональных интересов, о которой я упоминал. Но есть и не совсем типичные. Например, «Формирование методов регулирования эмпатии в процессе локальной самоорганизации граждан» – согласитесь, вопросы эмпатии в группе на сегодня очень злободневная тема?

Соглашусь. А что говорят ваши коллеги – ведь вы состоите в профессиональных ассоциациях?

Мои статьи и исследования вызывают живой интерес. Признание научным сообществом тебя как профессионала-исследователя является важной вехой для любого ученого. Для этих целей мы объединяемся в профессиональные союзы, ассоциации. Такая ассоциация в России есть и у социологов – Российское общество социологов (РОС). Я вхожу в состав её членов.

Ассоциации дают социологу ряд неоспоримых преимуществ: мы первыми получаем доступ ко всем материалам, появляющимся в фондах, постоянно обмениваемся данными и мнениями на научных конференциях и симпозиумах, создаем коллаборации ученых-социологов для построения и проверки новых гипотез. В целом, это открывает социологу новые возможности для профессионального развития.

Также являюсь членом самого престижного в мире объединения социологов – Международной ассоциации социологов, а в 2021 году вступил в Американскую ассоциацию социологов. Международные союзы позволяют социологу интегрироваться в мировое научное пространство, предоставляют ему возможности для исследования глобальных социальных проблем и противоречий, а также для поиска путей их решения. Вообще, могу сказать, что в ближайшее время у социологов всех стран работы будет очень много. Поэтому, думаю, мы должны держаться вместе. И не забывать о том, зачем пришли в профессию.