Культовый режиссер советского времени Сергей Бондарчук был одним из немногих, чьи картины приходились по душе Иосифу Сталину. Сергей Федорович был одним из самых молодых актеров, получивших звание Народного артиста СССР, а его режиссерская работа была признана во многих странах мира и даже удостоена премии «Оскар».

Биография

Сергей родился в простой крестьянской семье в Херсонской области. Было это осенью в 1920 году. Мальчик провел большую часть детства в городах Ейск и Таганрог, и в последнем пошел в школу. Во время учебы Сергей записался в театральный кружок, которому из года в год стал отдавать все больше времени и сил. Увлечение кино и театром родители не поддержали – отец Бондарчука активно возражал против такой профессии своего сына. Ему больше по душе была инженерия.

Сергей свои позиции отцу не уступил и впоследствии пронес любовь к актерскому мастерству через всю войну и жизнь.

В 1937 году, еще до окончания школы, он начал играть в постановках драматического театра Таганрога, а через год – в театре Ейска. После чего поступил в Ростовское театральное училище, но образование не закончил из-за того, что грянула война.

Сергей Федорович прошел войну в рядах Красной Армии, но даже в стане солдат не бросал свое ремесло – играл в театре в Грозном в 1942 году. Не открестился он от актерства и после 1946. Вернувшись с фронта, он поступает во ВГИК и заканчивает его актерский факультет в 1948 году.

Актерская карьера

Сергей Бондарчук
Афиша фильма “Кавалер Золотой Звезды” с Сергеем Бондарчуком

Первые свои роли молодой Бондарчук сыграл еще не имея профессии актера – после театрального кружка талантливого артиста заметили в театре Таганрога, куда и пригласили играть в драматических постановках. Позже был театр Ейска, где актер в свой последний школьный год был нарасхват. После учебы, войны и опять учебы Сергей решил сосредоточиться на кинематографе.

Выпустившись из ВГИКа, он получил приглашение от киностудии «Мосфильм», которое с радостью принял. Но театр Сергей также не бросил и в тот же год стал служить в Театре-студии киноактера.

Первая его экранная роль была в историческом фильме «Молодая гвардия» – Сергей воплощал там образ коммуниста Валько. Картина была очень успешной, несмотря на то, что часть актерского состава была на тот момент студентами ВГИКа. Сергей за этот фильм не получил никаких наград, но многие его товарищи были награждены Сталинской премией.

Дальнейшие роли в кино были в «Мичурине», «Повести о настоящем человеке», «Кавалере Золотой Звезды». Фильмы хорошие, но не были прорывами для Сергея, пока он не сыграл в «Тарасе Шевченко» в 1951 году.

Эта роль принесла ему благосклонность Сталина, премию первой степени и звания Заслуженного артиста РСФСР и народного артиста СССР. Умение Сергея перевоплощаться в исторические личности и глубоко драматические характеры оценило большинство режиссеров того времени. Последовали картины «Отелло», «Иван Франко», «Шли солдаты».

Следующий осыпанный наградами фильм назывался «Судьба человека», где Бондарчук выступил не только как актер, но и как режиссер. Это была его дебютная режиссерская картина.

Сергей Бондарчук в фильме “Судьба человека”

После этого он активно начал не просто сниматься в кино, но и снимать его. Во многих своих же картинах он играл какие-то роли – главные или второстепенные. Благодаря своему дару и видению он был на хорошем счету у партийной верхушки, но никогда перед ними не лебезил. Такая позиция дала ему одну из очень редких привилегий того времени – сниматься в фильмах зарубежных режиссеров, и ездить для этого за железный занавес.

Так в 1960 вышла итальянская картина «В Риме была ночь», а в 1969 он сыграл в «Битве на Неретве», югославо-итальянском фильме. Его зарубежные картины также включали «Эрнста Шнеллера» в 1977 производства ГДР и «Вершины зеленой горы» в 1976 югославского производства.

Фильмография Бондарчука богата на исторические и военные постановки, а также экранизации известных русских пьес. Интерес к истории и к психологической стойкости человека под гнетом ужасных обстоятельств Сергей Федорович воплотил в большинстве своих собственных картин.

Режиссерская карьера

Сергей Федорович снискал себе международную славу и признание именно как режиссер картин, а не актер. Его дебютная работа «Судьба человека» не вышла за пределы СССР, но завоевала много наград на родине, включая Золотой приз московского Международного кинофестиваля.

Самой громкой работой, которая удостоилась премии «Оскар», премии «Золотой глобус» стала его картина «Война и Мир». Эта многосерийная лента раскрыла талант Бондарчука к съемкам массовых сцен военных действий и битв. Лента была сделана по государственному заказу и молодой Сергей на конкурсе остался вне конкуренции, когда его «соперник» отозвал свою кандидатуру, узнав, с кем ему придется соперничать.

Это был самый большой проект в истории советского кино, на создание которого ушло больше шести лет жизни Сергея Федоровича и рекордные для советского время деньги. Лента была очень успешна в прокате и «отбила» свои вложения многократно, не говоря уже о международном признании. Критика, которая неслась в сторону Бондарчука, была направлена только на безукоризненное следование оригиналу. Многие отмечали, что режиссер буквально погрузился в видение Толстого, проработал все возможные детали, тогда как современные для того времени веяния кино-моды требовали переосмысливать первоисточник на свой лад. Однако картина была очень успешной, во многом благодаря сценам сражений и воспроизведению быта и уклада жизни в 19 веке.

После успеха «Войны и Мира» Бондарчук принялся за международные съемки «Ватерлоо», который вышел в совместном производстве с Италией в 1970 году. Картина снова была наполнена очень проработанными сценами битв, но ужасно провалилась в прокате. Бондарчук снимать не перестал.

В 75 выходит его фильм «Они сражались за Родину», ставший лучшим советским фильмом по версии журнала «Советский экран». Потом в 1977 Бондарчук снимает «Степь».

В 1982 выходит зарубежно-советская работа Бондарчука «Красные колокола», рассказывающая о революции в Мексике в начале столетия. В работе принимали участие в основном иностранные актеры Италии, Швейцарии и Мексики. Через год Сергей Федорович выпустил вторую часть. Обе картины завоевали множественные награды на международных кинофестивалях.

Последней работой Бондарчука был «Тихий Дон», который он не успел доснять из-за своей болезни и смерти. Кино снимали в Италии в 1992 году, но выпустили ленту только спустя двенадцать лет после многочисленных юридических проблем. По заказу Первого канала за окончательный монтаж картины взялся сын Сергея Федоровича известный современный режиссер Федор Бондарчук.

Личная жизнь

Сергей Бондарчук и Инна Макарова с дочерью

Сергей женат был трижды. Первый брак случился еще до того, как Бондарчук попал на фронт. Евгения Белоусова дождалась его из армии, но семейная жизнь не ладилась. Бондарчук направился доучиваться в Москву, а Белоусова продолжила жить в Ростове – так и разошлись. О сыне Алексее, которого от него родила Евгения, Сергей узнал только спустя несколько лет.

Во время съемок «Молодой гвардии» актер Бондарчук познакомился с Инной Макаровой. Они быстро стали парой и поженились. Потом родилась дочь Наташа, но семейная жизнь была потрясена известием о том, что у Сергея – как оказалось – был еще и старший сын. Чтобы признать мальчика как своего, Бондарчуку пришлось развестись с Макаровой, вступить в брак с Белоусовой, а затем с ней развестись, и вновь вступить в брак с Макаровой.

Первая жена всячески препятствовала дальнейшему разводу с Сергеем, увидев в этом шанс вернуть режиссера в семью. Тяжбы были долгими, но Бондарчук добился своего. Однако все эти перипетии очень сказались на его отношениях с Инной и дочкой Наташей. Пока Сергей «воевал» с первой женой, чувства со второй начали угасать. По крайней мере со стороны Инны, которая просто не могла уже выдерживать прессинга и Евгении, и общественности. В интервью Макарова признавалась потом, что у нее было чувство, что социум их просто развел в стороны. Состыковаться вновь не удалось, несмотря на попытки Сергея восстановить отношения. Он пытался и до развода и после, но Инна была непреклонна. К тому же, в тот момент у Бондарчука появились женщины на стороне.

Фильм «Отелло» принес в жизнь Сергея самый счастливый и последний брак с Ириной Скобцевой. Они прожили душа-в-душу больше 30 лет с 1959 года до кончины Сергея в 1994. В этом браке родилось двое детей – Елена и Федор Бондарчуки, которые также связали свою жизнь с киноискусством.

Последние годы жизни

Болезнь подкралась к Сергею внезапно. В то время шли активные съемки «Тихого дона», международной картины, которую Сергей Федорович не смог закончить. Ему диагностировали рак желудка, который очень агрессивно прогрессировал. Операцию на родине Бондарчук сделать не смог – горели сроки съемки картины в Италии. Его зарубежные коллеги предлагали лечиться прямо там, на месте, но после диагностики Бондарчуку назвали сумму лечения. Таких денег у режиссера не было, и он окончательно сдался болезни два месяца спустя.

Последние дни жизни Сергей Федорович провел в Москве, успел причастится и попрощаться с близкими. Его не стало в 1994 году 20 октября.