Кумир советской молодежи середины 70-ых Николай Караченцов до самой своей смерти радовал поклонников новыми проектами и великолепной игрой. Многие видели его как бунтаря из-за участия в постановках рок-опер, другие просто восхищаются его голосом или умением передать настроение своего героя на сцене. Ясно одно – персонажи, воплощенные Караченцовым на сцене и экране, надолго запомнятся публике, и наследие этого великого актера вполне может пережить века.

Биография

Родители Николая были людьми творческими и креативными – мать Янина Брунак занималась постановками в театрах в качестве балетмейстера, работала даже в Большом, и снискала себе удивительную мировую славу еще при СССР. Ее услугами пользовались в Лондоне, Сирии, Вьетнаме, Монголии и других странах. Отец Николая Петр Яковлевич выбрал более «спокойную» стезю художника и много лет работал в «Огоньке».

Николай Караченцов

До поступления во МХАТ Караченцов учился в интернате при Министерстве из-за того, что его мать постоянно находилась в разъездах. Маленький Коленька делал успехи в учебе и был ярым сторонником партии и принимал все моральные своды комсомола слишком близко к сердцу – даже убеждал исключить его из партии за потерю комсомольского билета.

Театр и кино

Во МХАТе Николай обучался на курсе Монюкова, но был перераспределен вместе с десяткой лучших учеников в Ленком из-за нехватки в составе после смены руководства театра. Первые спектакли Караченцова были в постановке самого Эфроса. После 1973 года театр имени Ленинского комсомола встряхнул Марк Захаров, натурально вдохнув в него вторую жизнь.

Караченцов прошел пробы на роль Тиля Уленшпигеля, главного героя постановки «Тиль», которая принесла Николаю первую серьезную славу. Благодаря режиссуре Захарова и таланту Караченцова «Тиль» не сходил со сцены до 1992 года, рассказывая историю о нахальном хулигане многим поколениям молодежи. Караченцов также смог показать публике, что он не просто актер, а способен еще и на акробатику и пение.

В 1976 году Николай попробовал себя в своей первой сценической рок-опере – постановка «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» дала Караченцову попробовать себя сразу в двух ролях в рамках одного спектакля. Спектакль также задержался на сцене надолго и закрылся аж в 1993 году.

Многие же поклонники любят Караченцова за проникновенное исполнение роли Резанова в «Юноне и Авось». Благодаря таланту актера этот спектакль стал символом Ленкома. Впервые он был сыгран в 1981 году, когда Николай еще не рисковал петь настолько сложные для него партии, поэтому для успешного воплощения роли он брал уроки у Павла Смеяна. Смеян во время спектакля порой вторил Караченцову и пел за него высокие ноты, на которые Николай не был способен.

Николай Караченцов и Елена Шанина в к/ф “Юнона и Авось”

Этот спектакль снискал международную славу после своей записи для телевидения в 1983 году. Его посмотрел Пьер Карден, и пригласил труппу во Францию, после чего театр с этой постановкой объехал с гастролями весь мир.

После этого с предложением ролей у Николая не было проблем – Захаров задействовал его, где только мог, поэтому Караченцов попробовал себя как в драмах, так и в мюзиклах, и в совершенно далеких жанрах. Послужной список актера содержит совершенно разных персонажей, в которых он с легкостью перевоплощался. Единственное, что их роднит – это способность запоминаться зрителю, врезаться в память своей исключительной выразительностью, которую и приносил Николай в игру на сцене. Он сыграл в десятках и десятках постановок.

С 1967 года Караченцов пробуется и в кино, однако успех и более-менее постоянные предложения стали сыпаться на Николая лишь после успеха в роли Тиля. Марк Захаров предпочитал отдавать ему театральные роли, а на экране использовал других актеров, но Караченцов все же засветился в его картинах «Двенадцать стульев» и «Дом, который построил Свифт».

Первую известность как актера кинематографа Николай снискал за роль Бусыгина в фильме «Старший сын» в далеком 1975 году. С тех пор его начали снимать практически везде, и он снискал славу самого «работающего» актера кино, начиная с 70-ых. Картины того периода были очень разнообразными – Николай снимался в «Собаке на сене», «Приключениях Электроника» и многих других фильмах, ставших впоследствии культовыми картинами советского времени.

В общей сложности Николай появился в более чем ста картинах на экране, не включая работы по озвучке иностранных фильмов (часто дублировал Бельмондо).

С начала 90-ых Караченцова стали активно приглашать в жюри разных киноконкурсов – например, в 1991 Николай стал секретаре Союза театральных деятелей России. Чуть позже он также получил звание академика кинематографических искусств.

Дальнейшая карьера актера была полна разноплановыми картинами и постановками как в театре, так и в кино. Он даже создал школу для юных актеров и актрис «ШИК» в Красноармейске. Учебное заведение снискало себе славу из-за того, что в ней детям давали полную подготовку актеров и обучали навыкам, которые могут пригодиться любому артисту (например, верховой езде и степу).

Личная жизнь

Николай был однолюбом и всю жизнь прожил с Людмилой Поргиной – они были расписаны еще с 1975 года и не расходились ни разу за всю совместную жизнь.

со своей единственной женой Людмилой

Через три года после свадьбы Людмила родила Николаю сына Андрея. Сейчас он известный адвокат и воспитывает троих детей – внука и двух внучек Караченцова.

Авария и болезнь

В 2005 году актер попал в страшное ДТП спустя несколько часов после сообщения о смерти его матери. Из-за новостей Караченцов был вынужден ехать в Москву в метель и не справился с управлением. Кроме самого Николая в аварии никто не пострадал. Сам же актер получил серьезный перелом черепа, сломал несколько ребер и повредил живот. Врачи боролись за его жизнь всю ночь, но Николай попал в кому почти на месяц. После этого ему пришлось проходить долгую реабилитацию, которая унесла несколько лет из его жизни.

Только спустя два года Караченцов вернулся к публике, посетив гала-концерт в Ленкоме. К сожалению, после аварии играть новые роли Николай уже не был способен. Его речь так полностью и не восстановилась, а реакция на происходящее вокруг была слишком заторможенной, чтобы играть.

Реабилитация была продолжительной и непростой

Одним из последних его ролей стал персонаж Василий в картине 2013 года «Белые росы. Возвращение». Роль была без слов.

В 2017 случилось еще одно ДТП с участием артиста – на этот раз вела машину его супруга, но все, казалось бы, обошлось. Актер получил сотрясение мозга и вернулся домой. Но спустя полгода, в сентябре 2017, Николая госпитализировали в НИИ Склифосовского. Журналистам и поклонникам сообщили, что это была плановая госпитализация, однако проверки нашли у Караченцова опухоль.

Состояние актера ухудшалось весь последующий год, пока он снова не попал в больницу, на сей раз с воспалением легких. Причиной воспаления назвали онкологию.

Караченцов скончался 26 октября, за 1 день до своего Дня рождения. Ему бы исполнилось 74.

Инстаграм

Актер практически не использовал социальные сети из-за своего состояния, однако его сын, внук и внучки имеют страницы в этой соцсети. В октябре 2018 Янина – одна из внучек актера – поделилась самой последней фотографией Николая в больнице, чем вызвала шквал одобрения и негодования. Хотя девочка и не высказывалась негативно о своем деде, публика посчитала, что актера хотелось бы помнить здоровым и красивым, а не на пороге смерти.