Известный советский актер Георгий Вицин полюбился публике за свой комедийный талант. Образы трусливых, осторожных и неприспособленных к жизни ребят давались ему лучше всего, однако в жизни Вицин был совершенно не такой. Добравшись до славы далеко не в начале своей карьеры, он не принимал ее как нечто важное для своей жизни, приговаривая всегда, что словом можно не только любить, но и убить. Эта философия дала ему прожить богатую и долгую жизнь, наполненную тем, что он любил больше всего – творчеством.

Биография

Георгий Вицин
Детское фото Георгия Вицина

Георгий родился в городе, который сейчас называется Зеленогорск, в 1917 году. Семья там осталась ненадолго, и вместе с восьмимесячным сыном перебралась в Москву. Чтобы ребенка смогли взять в лесную школу оздоровительного типа его матери пришлось «омолодить» сына в документах, поэтому «официальным» годом рождения мальчика значился 1918. Фамилия также была исправлена – но уже паспортисткой, которая по ошибке поставила в ней букву «и». Изначально у семьи Георгия была фамилия Вицын.

Родители будущего актера не относились к миру искусства. В Москве его мама Мария получила работу билетершей в Доме союзов, где часто проводились праздники и выступления. Вицин, будучи по натуре своей застенчивым ребенком, в школьные годы часто бывал у мамы на работе, и позже записался в театральную студию.

Георгий Вицин в молодости

В 1933 он поступает в Театральное училище (сейчас им. Щепкина), однако учится там всего год, после чего его отчисляют. В пояснительной формулировке было записано, что студент не проявлял серьезного отношения к процессу учебы. Однако, играть на сцене Георгию очень нравилось, и он проявил недюжинное рвение. Ему удалось поступить в тот же год в целых три студии сразу. Из всех них он выбрал училище при театре им. Вахтангова, но и там проучился недолго. В итоге Вицин остановился на учебе в студии второго МХАТа и именно из нее впоследствии выпустился.

После этого его пригласили служить в театр.

Театр

В 1936 году Георгий стал служить в театре-студии Хмелева, которая через год вошла в Московский драматический театр им. Ермоловой. Вицин отдал работе в этом театре больше тридцати лет. Он играл здесь на сцене до 1969 года.

Он был очень популярен на сцене и быстро собрал вокруг себя поклонников, которые даже отказывались смотреть спектакль, если в тот вечер в постановке задействован был не Вицин. Рецензии были положительными, а критики – благосклонными к юному актеру. Он играл произведения Шекспира, Тургенева, Флетчера и других драматургов.

Одной из самых известных постановок была «Укрощение укротителя» в 1945 году, в которой Георгий мастерски сыграл роль пожилого человека и полюбился публике. На его спектакли всегда был аншлаг.

В 1969, когда его кинокарьера уже была успешной, он перешел в Театр-студию киноактера. В нем он проработал до самой смерти, и в последний день своей жизни выступал там в одном из спектаклей.

Кино

На экраны Вицин по мнению общественности и журналистов попал в 1951 году в картине «Иван Грозный», однако Цукерман, который был поклонником творчества актера, говорил, что он Георгий считает своим кинодебютом картину «Здравствуй, Москва!» 1945 года.

Первая волна известности пришлась на 1954 год, когда Вицин сыграл Васю Веснушкина в «Запасном игроке». Георгию уже было за тридцать и как театральный актер он состоялся. При этом роль Веснушкина была фактически ролью подростка, и Георгия еще не раз звали в картины, где нужно было играть людей намного младше его самого. Образы несколько нежных, наивных и отзывчивых героев шли Вицину невероятно. Следующая его картина «Она вас любит!» в 1956 также показала талант Георгия играть скромных и милых пареньков, эдаких восторженных неудачников.

В более серьезных картинах Вицина показывали во второстепенных или даже эпизодических ролях, которые тем не менее были сыграны очень характерно и блестяще. Популярным персонажем Георгия также оказался Николай Гоголь в картине «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». А потом в жизнь Георгия в 1961 году пришел Леонид Гайдай.

Роль пьяницы и афериста Труса прославила Вицина на всю страну. Комедийные фильмы с известной троицей завоевали широкую популярность. Герой Вицина заставлял зрителей сопереживать незадачливым авантюристам, воплощал то, как мог бы реагировать на происходящее самый обычный и немного трусливый человек, и создавал смешную оппозицию героям Никулина и Моргунова.

Кадр из фильма “Пес Барбос и необычный кросс”

Гайдай не планировал снимать продолжения первых коротких зарисовок с этими персонажами, однако многие деятели культуры умоляли его продолжить серию. Потом подключились зрители, яро выступавшие против удаления из продолжений безалаберной троицы с участием Вицина. Точку во всем этом поставила ссора Гайдая и Моргунова во время «Кавказкой пленницы», однако Вицина и остальных эпизодично приглашали в другие картины в этих же прославившихся на всю страну образах. Последний фильм в роли Труса с Вициным вышел в 1980 году – 19 лет спустя после первых короткометражек.

Широкая комедийная популярность предоставила актеру то, что было нужно – приглашение в другие, разноплановые проекты. Он играл в комедии «Деловые люди», картине «Женитьба Бальзаминова», музыкальном фильме «Старая, старая сказка» и других. Приглашали его не только на комедийные роли, но часто на роли людей сильно младше его самого. На съемках «Женитьбы…» актер часто шутил, что он не Бальзаминов, а Забальзаминов. Актриса, игравшая его матушку, была младше Вицина на шесть лет.

Также ему часто предлагали персонажей, которые очень любили приложиться к бутылке. При этом найти в советское время действительно непьющего человека было непросто, и Вицин этим очень выделялся. Единственный раз, когда он согласился выпить в кадре реальный алкоголь, был у Гайдая в «Кавказской пленнице». Во всех остальных случаях, да и в жизни, Вицин был убежденным трезвенником. Он вел полностью здоровый образ жизни, практиковал йогу и дыхательную гимнастику.

Кроме ролей молодых ему также хорошо удавались пожилые колоритные персонажи – например, дед Мусия в «Максиме Перепелица».

Когда развалился Союз Вицин начал все чаще ездить на гастроли с Никулиным и Моргуновым, а потом сосредоточился на театре и рисовании. Он был хорошим художником, и его дочь говорила, что Георгий прежде всего всегда был именно им со своим стремлением к созерцанию, а уже потом харизматичным актером.

Последние его фильмы – «Несколько любовных историй» и «Хаги-Траггер» вышли в 1994 году. Вицин играл там второплановые роли.

Озвучка

Вицин подарил свой голос более полутора сотням персонажей мультипликационных фильмов советского и пост-советского времени. В этой части индустрии он работал чуть ли не больше, чем в своем основном амплуа. Его голос звучит в «12 месяцах», «Приключениях Буратино», «Чиполлино», «Рикки-Тикки-Тави», «Домовенке Кузе», «Каникулах в Простоквашино» и других очень популярных советских мультиках.

Во многих из них Вицина даже не упоминали в титрах, но это актера не волновало.

Также он принимал участие в озвучке кинофильмов, когда было популярно перезаписывать реплики поверх уже отснятых кадров с актерами. Также, он озвучивал зарубежные фильмы «Приключения Питкина в больнице», «Фантомас», и животных в советских фильмах.

Личная жизнь

Первой любовью Вицина была Надежда Тополева. Женщина служила в театре им. Ермоловой, и была на 17 лет старше Георгия. Эти отношения не были узаконены, но пара к этому и не стремилась. Тем не менее, несмотря на образ, который создали о них журналисты того времени, отношения не были просто интрижкой молодого актера и звезды театра. У пары были очень глубокие отношения и Вицин заботился о Надежде до самой ее смерти, и помогал ей на старости лет, чем мог. Они были «вместе» порядка 20 лет, и до конца так и не разошлись. Надежда впоследствии стала хорошим другом семьи, и дочь Вицина от его «второй» законной жены часто обращалась именно к Тополевой за советом, а не к родителям.

Георгий Вицин с женой Тамарой

С Тамарой, костюмером и племянницей биолога Мичурина, Вицин начал жить в официальном браке в 1949 году. В 1954 у них родилась дочь Наташа. Тамара, пусть и ревновала вначале Георгия к его первой любви, но со временем они все хорошо сдружились и сохранили очень близкие личностные отношения между собой. На браке Вицина и Тамары его духовная связь с Надеждой Тополевой не сказалась негативно, даже наоборот. Тополева была приглашена к Вициным в дом и в свои последние годы жизни хорошо дружила с дочкой Георгия.

Дочь Вицина стала художником. Страсть к ремеслу ей привил отец, который всю свою жизнь очень любил творчество этого рода, создавал карикатуры, графику, живопись и даже пробовал делать скульптуры. Наталья делала плакаты к известным советским фильмам, например, к «Иронии судьбы».

Последние годы жизни

После смерти актера многие журналы писали, что Вицин умирал в нищете и затворничестве. На самом деле это не так. Актер жил скромно и спокойно, уступил большую квартиру дочке, и вместо этого обитал в маленьком стандартном «хруще». Ему не нужно было много. Он продолжал давать представления в театре, много рисовал картин, и жил самой обычной жизнью.

Обвинения в затворничестве посыпались на него из-за того, что он практически никуда не выходил, кроме как на работу, и отказывался общаться с малознакомыми людьми и поклонниками. Тем не менее, его дочь в интервью уже после смерти Георгия Михайловича выражалась очень открыто, что со всеми своими друзьями и приятелями Вицин регулярно контактировал, общался по много часов и вообще никак себя не ограничивал. Денежных затруднений у него также не было – ему была назначена большая пенсия, и были личные средства. Люди, озабоченные судьбой актера из-за дезинформации в прессе, хотели ему помочь и предлагали отдать буквально последнее, но он всегда от этого отказывался.

Новости о его нищете, затворничестве и прочих «бедах» приводили Вицина в большое расстройство.

Георгий Михайлович ушел из жизни в возрасте 84 года. Ему стало плохо на сцене театра, и он был госпитализирован в одну из больниц Москвы, где и умер через несколько часов.

Дата смерти – 22 октября 2001 года. Похороны состоялись на Ваганьковском кладбище.