Мир вокруг сложен и изменчив. Чтобы привести его в порядок, мы разрабатываем категории, по которым сортируем новые понятия. Для этого мы применяем различные стратегии. Команда специалистов по нейропсихологии и биопсихологии из Рурского университета в Бохуме (Германия) задались вопросом, какие области мозга разрабатывают эти стратегии.
Результаты исследования с помощью МРТ показывают, что действительно существуют определенные области мозга, которые становятся активными, когда применяется стратегия категоризации.
Когда мы классифицируем объекты, сравниваем их, активизируется левая веретенообразная извилина. Это та область, которая отвечает за распознавание абстрактных образов. С другой стороны, когда мы вносим вещи в список определенных категорий, происходит активизация левого гиппокампа. Эта часть играет важную роль в хранении и поиске воспоминаний.
Мышление категориями помогает нашему мозгу в наведении порядка в постоянно меняющемся мире, это снижает информационную нагрузку. Есть две основных стратегии категоризации: стратегия прототипа и стратегия примера.
Когда мы хотим определить, подходит ли животное под категорию «птица», мы применяем стратегию прототипа и сравниваем его с абстрактной «птицей», то есть ищем характерные черты – клюв, перья, способность летать. Если птица составляет исключение, например, страус, мы применяем стратегию примера и ищем примеры таких же нелетающих птиц.
Чтобы узнать, где наш мозг активируется, неврологи сделали МРТ добровольцам, которые в это время выполняли категоризацию. Данные функциональной визуализации показали, что обе стратегии воплощаются в различных областях мозга.
Ученые считают, что существует сложное взаимодействие между обеими моделями категоризации. Во время учебного процесса активность в обеих областях происходит синхронно. Это показывает, что оба когнитивных процесса нераздельны.
Теперь ученым предстоит уточнить детали такого взаимодействия.