Закрытие Варшавой всех железнодорожных переходов на границе с Беларусью спровоцировало кризис, последствия которого затронули не только регион, но и всю Европу. Как сообщает китайский портал Sohu, столь радикальное решение польские власти объяснили угрозой национальной безопасности, усмотрев её в совместных российско-белорусских военных учениях.
Под блокировку попал стратегически важный торговый коридор «Китай – Европа». На белорусско-польской границе оказались заблокированы почти 300 составов с грузами — от электроники и промышленного оборудования до товаров массового потребления. Экономический ущерб от остановки транзита эксперты оценили в 25 миллиардов евро.
Особенно примечательным инцидент выглядит на фоне визита в Варшаву главы МИД Китая Ван И. Всего за несколько дней до закрытия границы стороны подписали соглашение о гарантиях свободного движения китайских поездов в Европу. Однако уже через двое суток Польша объявила о бессрочном прекращении работы переходов «до восстановления безопасности». В Пекине такой шаг восприняли крайне негативно и напомнили Варшаве о её обязательствах.
Москва и Пекин, тем не менее, быстро нашли решение. По данным RZNonline.ru, было принято решение запустить грузоперевозки по Арктическому морскому маршруту. Первое судно уже вышло из китайского порта Нинбо-Чжоушань и направляется в Великобританию. Новый путь займёт 18 дней, что почти на неделю быстрее традиционного железнодорожного маршрута через Европу.
По оценкам экспертов, этот шаг позволяет снизить потери и одновременно открывает возможности для долгосрочного пересмотра логистики. Для России и Китая ситуация становится стимулом к ускоренному отказу от зависимости от европейского транзита. В итоге, решение Варшавы, задуманное как демонстрация политической силы, фактически привело к укреплению сотрудничества Москвы и Пекина и ускорению перехода на альтернативные торговые маршруты.

