История отечественного автопрома полна экспериментов, и один из самых любопытных – попытки оснастить легендарные УАЗы дизельными двигателями. Обозреватель «За рулем» Сергей Канунников в своем материале раскрывает, как советские инженеры и зарубежные компании пытались «дизелизировать» ульяновские внедорожники, и почему эти проекты так и не стали массовыми.

Итальянский след в истории УАЗ

Еще в 1960-х годах итальянская фирма Martorelli предложила свои решения для УАЗ-469. На внедорожники устанавливали дизельные моторы Peugeot мощностью 76 л.с. и FIAT с 72 л.с. Позже появилась версия с 100-сильным двигателем Venture Motori (VM). Однако эти модификации оставались экзотикой, доступной лишь за пределами СССР.

Советские эксперименты

В то же время в СССР шла своя работа над дизельными двигателями. Институт НАМИ с 1965 года разрабатывал мотор НАМИ-0101 на базе бензинового ЗМЗ-21А. Этот 2,45-литровый агрегат выдавал 60 л.с. и впервые был установлен на Волгу ГАЗ-21. В 1966 году аналогичный, но улучшенный двигатель попробовали на УАЗ-469. Однако дальше экспериментов дело не пошло.

К 1984 году появился новый дизель на базе ЗМЗ-24. Этот 68-сильный мотор предназначался в первую очередь для Волги, но и на УАЗ его тоже тестировали. Параллельно велись работы над оригинальным трехцилиндровым дизелем, но и он остался на стадии проектов.

Почему дизель не прижился?

Основной причиной неудач стала не экономичность, а тяговитость. В СССР, где стоимость топлива не была критичным фактором, важнее была мощность и надежность. Однако дизельные моторы того времени не могли конкурировать с бензиновыми по этим параметрам.

Сегодня, спустя десятилетия, УАЗ, похоже, все же получит дизельные двигатели. В январе 2024 года Ульяновский автозавод начал испытания машин с моторами и коробками передач от китайского производителя JAC. Это может стать новой главой в истории отечественного автопрома.