Турецкий Hurjet способен развивать сверхзвуковую скорость, и его планируется производить в продвинутой учебной и легкой боевой конфигурациях. Об этом сообщает портал The Drive. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.
Турция подняла в воздух первый образец своего отечественного учебно-боевого реактивного самолета Hürjet, что стало важной вехой для страны, которая быстро развивает аэрокосмические технологии.
«Hürjet в первую очередь предназначен для обучения будущих пилотов турецких реактивных самолетов, но он также располагает хорошими летными характеристиками и передовой авионикой, что делает его пригодным для выполнения боевых задач», – отмечает The Drive.
Турция объявила о первом полете Hürjet с некоторым запозданием: на самом деле он впервые взлетел 23 апреля с главного объекта Turkish Aerospace Industries (TAI) за пределами Анкары. Сообщается, что полет длился 26 минут, и Hürjet достиг скорости 450 км/ч и высоты более 4000 метров.
В целом проект осуществляется впечатляющими темпами, что становится все более заметной чертой аэрокосмических программ Турции. Помимо Hürjet, другие известные проекты включают истребитель пятого поколения TF-X, малозаметный боевой беспилотный летательный аппарат Anka-3 и похожий на истребитель беспилотник Bayraktar Kizilelma, который сейчас проходит летные испытания.
TAI начала работу над проектом Hürjet в 2017 году, в планах компании – запуск серийного производства двух самолетов в месяц с 2026 года. Оснащенный одним двигателем F404 (поставляемым из США корпорацией General Electric), Hürjet имеет такую же конфигурацию тандемной кабины и обычную форму в плане со стреловидным крылом, что и большинство других современных учебно-боевых реактивных самолетов/легких штурмовиков.
Самолет имеет длину около 13 м и размах крыльев около 11 м. Запланированные рабочие характеристики включают максимальную скорость 1,2 Маха (по некоторым данным – 1,4 Маха ), максимальную высоту полета 13 500 м и способность нести полезную нагрузку массой до 3000 кг.
Помимо этих довольно высоких характеристик, еще одним важным преимуществом Hürjet будет его современный комплекс авионики, в том числе оборудованный в кабине широкоэкранный дисплей. Все это дает самолету большой потенциал для дальнейшего развития в плане выполнения боевых задач, считает эксперт The Drive.
Но изначально Hürjet создавался для удовлетворения потребностей турецких ВВС в учебно-тренировочном самолете, который мог бы заменить нынешний парк американских машин T-38 Talons (примерно 68 единиц) и NF-5 Freedom (19 единиц), которые к настоящему времени относятся к устаревшим.
В боевом парке сегодняшних ВВС Турции преобладают истребители F-16 американского производства. Турция – третий по величине в мире оператор этого типа самолетов, она закупила в общей сложности 270 F-16 в конфигурациях Block 30, Block 50 и Block 50+.
«Возможно, легкий боевой самолет Hürjet может стать частичной альтернативой части нынешних F-16, тем более что они связаны с соображениями внешней политики США и потенциальными будущими санкциями. Примечательно, что обе этих модели основаны на одном и том же двигателе F404» – указывает The Drive.
Американское издание рассматривает как вполне возможную версию применения Hürjet для боевых целей в качестве легкого истребителя и штурмовика. По его мнению, хотя в турецких ВВС в настоящее время нет самолетов этой категории, они могут оказаться привлекательными благодаря своей относительно низкой стоимости и тому факту, что этот заказ придаст дополнительный импульс TAI и экспортным перспективам Hürjet.
Вполне реальна и еще одна роль Hürjet – в качестве палубного самолета ВМС Турции. Сам президент Эрдоган заявил, что будущая версия этого самолета сможет взлетать и приземляться с авианосца/десантного корабля Anadolu, который поступил на вооружение ВМС Турции в начале этого месяца.
В конечном счете, и экспортный рынок может также стать хорошим вариантом для Hürjet. Хотя в настоящее время предлагается к закупке много аналогичных учебных реактивных самолетов и легких штурмовиков, относительно высокий уровень прогнозируемых характеристик Hürjet ставит его на уровень нынешних лидеров – семейства реактивных самолетов T-50 / FA-50 производства южнокорейской корпорации KAI.
Турция уже зарекомендовала себя как крупный экспортер авиастроительной продукции оборонного назначения благодаря успешным продажам своих беспилотников, таких как TB2. Но в отношении Hürjet, по крайней мере, в его нынешнем виде, имеются сложности, поскольку Соединенные Штаты могут блокировать его экспорт из-за двигателя F404.