По опубликованному в экономическом блоке РКБ авторитетному исследованию аналитиков Банка данных рекрутингового портала HeadHunter, фактическая зарплата работников в России (с учетом всех доплат) в третьем квартале 2022 года выросла в среднем на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Санкционный кризис заставил работодателей устроить «зарплатную гонку» в строительстве и транспортной логистике на фоне дефицита кадров в этих отраслях. Аналитики изучили данные о совокупном доходе работников (оклады плюс премии и бонусы), которые ежеквартально предоставляют более 740 российских компаний из разных городов и отраслей.

Надо заметить, что логистическая отрасль впервые показывает такую динамику роста объемов и, соответственно, доходов сотрудников отрасли. Нашу редакцию заинтересовало, как ощущает себя малый и средний бизнес в этой отрасли, как выбор новых драйверов экономики сказался на этом сегменте, когда пост-пандемийное восстановление 2021 года сменилось санкционным кризисом 2022-го. Рост объемов логистических гигантов оправдан новыми маршрутами и транспортными цепочками, но темой нашего собственного небольшого исследования стали рядовые предприниматели, осуществляющие свою деятельность на рынке грузоперевозок.

Статистика вакансий того же крупнейшего рекрутингового портала HeadHunter приводит следующие цифры – компании готовы нанимать квалифицированных опытных специалистов – директоров транспортных компаний, международных логистов, ведущих менеджеров, руководителей подразделений, предлагая им стартовые зарплаты от 150–200 тысяч рублей в месяц. Наша выборка основывается на примерно 500 вакансий по Москве. Аналитический сайт Зарплата.ру приводит цифры в районе 300–350 тысяч для этой категории руководителей и специалистов. И это тот случай, когда регионы не отстают от столицы – в Сибири и на Дальнем Востоке предлагаемые уровни компенсации еще выше, поскольку объемы перевозок в Юго-Восточную Азию испытывают вполне понятный бурный рост.

Что это означает для малых и средних компаний по грузоперевозкам? Чтобы быть конкурентноспособными на рынке, привлекая профессиональные кадры, частному бизнесу нужно соответствовать сложившемуся уровню заработных плат ключевых сотрудников. Ведь не все рассмотренные вакансии размещены СДЭКом, Деловыми Линиями и другими крупнейшими игроками, – нанимают, в основной своей массе, малые и средние компании. Это означает, что у среднего класса предпринимателей, работающих в транспортно-логистической индустрии, бизнес также идет неплохо.

Тот бизнес, который сумел перестроиться на новые логистические цепочки, не отсиживался в ожидании конца света, вполне преуспевает, и эта тенденция, мы уверены, сохранится и в 2023 году. Ряд работодателей на рекрутинговых порталах и сайтах по поиску работы предлагают для руководителей и топ-менеджеров транспортных компаний заработные платы до 800 тысяч рублей в месяц, и таких примеров немало.

Рискнем предположить, что собственники данных компаний, особенно являющиеся «по совместительству» их генеральными директорами компаний-операторов грузоперевозок, зарабатывают никак не меньше этих пороговых предложений.

Эксперты Форбс Россия оценивают располагаемые доходы до налогообложения у руководителей логистических мега-холдингов в десятки, иногда сотни миллионов рублей в месяц, что вполне соотносимо с их возросшими в 2021–2022 году оборотами. Однако, на малый и средний бизнес совокупно также приходится солидная доля рынка. Например, такие гиганты ритейла, как Wildberriesи Озон в регионах предпочитают работать с более гибкими и оперативными компаниями малого и среднего сегмента.

По нашим оценкам максимальный совокупный располагаемый доход собственников и, одновременно, генеральных директоров успешных компаний малого и среднего бизнеса в отрасли грузоперевозок и логистики в 2022 году составит 15–25 миллионов рублей в год, учитывая бонусы, распределение дивидендов и прочие виды выплат и поощрений. С этими выводами  косвенно согласны и эксперты различных организаций, курирующих или исследующих этот сегмент предпринимательства, которые с цифрами в руках утверждают, что последствия пандемии и санкций для некоторых крупных логистических компаний стали разрушительными, а вот малый и средний бизнес за счет своей мобильности, отсутствию бюрократии и уже давно и активно проводимой модернизации и цифровизации, сумел не только выжить, но и значительно нарастить объемы грузоперевозок.

Хотим пожелать нашим грузоперевозчикам, кровеносным сосудам нашей экономики, и в дальнейшем наращивать темпы роста, не пасовать перед трудностями и развиваться, находя новые маршруты и клиентов.