Историк-правовед рассказала о правде и вымысле в «Трех мушкетерах»

Кинокомпания Pathé выпустила трейлер дилогии «Три мушкетера». Первая часть, «Д’Артаньян», выйдет в апреле следующего года. Также в производстве находится вторая часть – «Миледи». Ее премьера намечена на конец 2023 года. Фильм обещает быть зрелищным и наверняка доставит массу удовольствия зрителям и особенно поклонникам романов Александра Дюма. Однако воспринимать происходящее в нем, как исторические события – не стоит, предостерегает Екатерина Коган, ученый в области истории государства и права, специалист по средневековой Франции. Екатерина нашла и перевела на русский язык уникальные документы, которые приоткрыли завесу тайны и мифов над многими процессами тех лет, а также написала ряд научных статей, которые сегодня являются основой для исследований ученых самых разных профилей.

– Екатерина, я знаю, что выбором профессии Вы обязаны творчеству Александра Дюма, благодаря ему у Вас зародился интерес к средневековой Франции. «Три мушкетера» экранизировались не раз. Что, на ваш взгляд, там правда, а что – абсолютный вымысел?

– Действительно, знаменитый исторический роман Александра Дюма-отца экранизировался много раз. Поэтому при ответе на Ваш вопрос необходимо обращаться к каждому конкретному фильму о «трех мушкетерах».  Если попробовать обобщить, то в целом можно говорить о многих достоверных фактах, например, о правлении короля Людовика XIII Справедливого в период с 1601 по 1643 годы, о действительно значительном влиянии на его правление герцога де Ришелье, совмещавшего в своем лице 32 государственные должности и воплотившего в жизнь страны множество важных государственных реформ. Так, одна из них – запрет дуэлей согласно Эдикту о запрете дуэлей 1626 года – действительно была. В основном правдивой является информация об осаде Ла-Рошели – города-крепости гугенотов.

Тем не менее, стоит отметить, что кардинал Ришелье, хотя и оттеснил от власти слабовольного Людовика XIII, вовсе не был таким тираном и монстром, каким любят его изображать в фильмах. Скорее, поводом для такого сложившегося представления стал именно характер короля, чем кардинала, который стремился сделать все возможное для развития страны путем реализации любых доступных ему возможностей. Под руководством Ришелье Франция стала величайшей державой мира, а его реформы внесли значительный вклад в политическое, экономическое и общественное развитие страны.

– А что с влюбленностью кардинала в королеву Франции Анну Австрийскую? Неужели тоже миф?

– Скорее, художественная доработка. Эта сюжетная линия была направлена на укрепление интереса кинозрителя, не более того. Историческая правда оказывается сложнее и серьезнее. В 1635 году Франция объявила войну Испании, это была затяжная война, ее начал Людовик XIII, а продолжил его сын Людовик XIV. Анна Австрийская, будучи испанкой, переписывалась со своим братом, испанским королем, и уведомляла его о военных и политических действиях французов. Кардинал Ришелье, в свою очередь, делал все, чтобы помешать королеве вмешиваться в военные действия. Поэтому именно государственными интересами страны можно объяснить его особую внимательность к королеве Анне и вражду с герцогом Бекингемом.

По поводу последнего тоже все неоднозначно. Факт любовной связи королевы Франции Анны Австрийской и герцога Бекингема в историко-правовой среде весьма спорен, поскольку герцог, изображенный в фильмах симпатичным влюбленным и благородным кавалером, на самом деле был малоприятным персонажем. Он отличался жестокостью, разорял народ, запуская руку в государственную казну. Вышеупомянутые исторические неточности появились, прежде всего, из-за того, что фильмы про «трех мушкетеров» снимают все-таки по книге Александра Дюма-отца. Безусловно, не умаляя значения и места его исторического романа в мировой литературе, стоит признать, что это художественное произведение с некоторой долей исторических вымыслов. Отсюда и ошибки в одноименных фильмах. И, конечно, не стоит забывать про работу сценариста, авторские задумки, ведь главная задача художественных фильмов – максимально заинтересовать зрителя.

– Давайте из мира фантазий и художественного вымысла вернемся к действительности. Средневековая Франция и современная Россия: есть ли связь? Почему Вам интересен именно этот период истории?

– История России и история Франции были тесно переплетены на протяжении практически всего времени существования этих государств. Данная взаимосвязь проявляется не только через призму множества заимствованных норм этикета и поведения, некоторых слов, обозначений, моды, культуры и архитектуры, но и в более глубинных процессах, таких как общая волна революций, участие в коалициях в международных войнах и прочее. Изучая историю государства и права Франции, невольно расширяешь свои знания об истории государства и права России. И, соответственно, наоборот. Полученные знания анализируются и особым образом накладываются на современную модель государственного устройства стран, международных отношений России и Франции, что, в свою очередь, позволяет выявить положительные закономерности развития отношений, определить заимствования, вынести уроки.

Я заинтересовалась периодом Средневековья во Франции, поскольку этот исторический этап показался мне наиболее интересным, наиболее «таинственным», мало изученным и освещенным в отечественной историко-правовой науке.

– И Вы успешно заполнили пробелы, которые существовали в отечественной исторической науке. И даже опровергли некоторые аксиомы. Расскажите об абсолютизме в средневековой Франции. Как Вы изучали этот вопрос, что стало плодом изысканий?

– Вопрос действительно интересный. В ходе своих исследований я пришла к выводу о том, что общеизвестное представление об имевшей место абсолютной монархии в средневековой Франции не так уж однозначно и довольно спорно.

Обращаясь к королевским ордонансам XVII века, в частности, к Ордонансу «О новых правилах ремонстраций» от февраля 1641 г., «Гражданскому ордонансу реформирования правосудия», зарегистрированному в присутствии короля в апреле 1667 г., а также Декларации от 24 февраля 1673 г. короля Людовика XIV (1643-1715), я заметила, что данные нормативно-правовые акты, очень строго регламентирующие право на ремонстрацию (главное преимущество Парижского Парламента перед королем, по сути право «отлагательного вето»), не отменяют его как таковое. При более тщательном изучении документов выясняется, что единственное введенное ими новшество – это отмена приостанавливающего характера ремонстраций и ограничение срока процедуры. Таким образом, представляется неточным мнение, что права регистрации и ремонстрации королевских актов Парламента якобы полностью отнимались королевской властью в 1641 г., 1667 г., 1673 г. А значит, опровергается общепринятое мнение о том, что были введены неограниченные полномочия монарха в государственном механизме страны. И действительно, может ли правитель-монарх считаться обладателем абсолютной власти, если на политической арене страны присутствует еще один государственный орган, пусть не равный королю, но, по крайней мере, действительно имеющий реальную возможность ему противостоять.

– Что для Вас, как признанного ученого, еще было интересного в этом периоде? Как это отражалось в Ваших научных работах «Юридические аспекты организации и деятельности Парижского Парламента во Франции», «Парижский Парламент – высший апелляционный суд средневековой Франции», «Парижский Парламент и королевская власть: особенности взаимоотношений» и других, на которые сегодня ориентируются Ваши коллеги?

– К примеру, интересен тот факт, что именно в данный исторический период во Франции появляется так называемое «дворянство мантии» – особая привилегированная «каста», сословие наследственных парламентариев. Данный факт рассматривается мною, например, в статье «Парижский Парламент – высший апелляционный суд средневековой Франции». «Дворянство мантии» появилось в результате оформления в XV веке такого способа формирования Парижского Парламента как наследование парламентских мест.

Также интересно, что в данный исторический период во Франции в рукописях правоведов и философов появляются упоминания теории «двух тел короля». Если раньше она применялась исключительно к организационно-правовому государственному устройству Великобритании, то теперь и к правовой системе Франции, если рассматривать место в этом устройстве короля и Парижского Парламента. В моей научной статье «Парижский Парламент и королевская власть: особенности взаимоотношений» подробно описана данная теория: король как человек («физическое тело»), с одной стороны, и как политический институт («корона»), коим является король в Парламенте.

– Как вообще после этого историку-правоведу смотреть «историческое» кино? Часто ли Вы видите фактические ошибки в фильмах?

– В данном случае, необходимо понимать, идет ли речь о формально историческом, документальном, научном кино, или о художественном фильме, где сюжетная линия проведена через какой-либо исторический период и цель которого имеет развлекательный характер. Если мы говорим о втором, то – как и любой человек – воспринимаю историю и исторические факты как фон, сцену, и обращаю больше внимания на сюжетную линию, раскрытие персонажей, их взаимоотношения. Конечно, в художественных фильмах присутствуют исторические неточности и погрешности, которые мне, как историку-правоведу, не могут не бросаться в глаза. Но отмечу, что есть много качественных художественных исторических фильмов, с достаточно точным изложением исторических фактов, отражением атмосферы, сумевших полноценно погрузить зрителя в желаемую историческую эпоху. В большинстве случаев оказывается, что к созданию таких произведений при разработке сценария, декораций и проведении кастинга привлекались профессионалы: специалисты, ученые-историки.

 – Что Вы, как высококлассный специалист в данной области, могли бы посоветовать посмотреть и как осмыслить?

– Достойных художественных исторических фильмов и сериалов, на самом деле, достаточно много. В качестве неординарного совета, я бы порекомендовала посмотреть сериал «Чужестранка», снятый по мотивам одноименных романов Дианы Гэблтон. Пусть в нем и допущено немало исторических погрешностей, но они не существенны по отношению к общей исторической декорации, а несомненным плюсом является огромное количество географических и исторических плацдармов, на которых строится сюжет. Зритель окунется в невероятно аутентичную атмосферу Шотландии XVIII века, в которую, кстати говоря, редко где еще можно погрузиться зрителю, а также вместе с главными героями побывает во Франции и США тех же времен. Приключения персонажей неразрывно связаны и зависят именно от исторических и политических событий, происходящих в данных странах, и в этом, как по мне, заключается одно из достоинств сериала. А фантастический элемент сюжета о перемещении героев во времени и попытках предотвратить или повлиять на те или иные исторические события как раз позволяет осмыслить цикличность истории, необходимость поиска, осознания и принятия исторических истин, а также анализа историко-правовых событий для получения бесценного опыта и выбора правильного пути развития общества.

– Пойдете на «Мушкетеров»?

– Конечно, обязательно посмотрю. Мне нравится актерский состав, а тематика фильма – одна из моих любимых, особенно учитывая время и место, где происходят события. Надеюсь, он будет великолепен и с художественной, и с исторической точки зрения.

– Ваши научные труды получили признание в России и за границей. А как Вы работаете над популяризацией истинных знаний? Может быть, в планах есть книга или Ютуб-канал?

– В настоящее время моя научная деятельность сосредоточена на написании монографии, которую планирую опубликовать в 2023 году. Лично для меня создание и публикация данного научного труда является чрезвычайно важной целью. И поскольку для ее реализации требуется достаточно много усилий и времени, а также исходя из моего перфекционизма и стремления оформить все идеально, все мое время и внутренний ресурс направлены сейчас только на это. После достижения этой цели я, действительно, планирую заняться активной популяризацией своих трудов и, возможно, трудов своих коллег. Благодарю за идею создания Ютуб-канала – как говорится, почему бы и нет?