Тесная интеграция танков, пехоты и скорострельной артиллерии на передовых позициях позволяет российской армии быстро сокрушить вражеские войска. Об этом пишет военный обозреватель Forbes Дэвид Экс. Перевод основных положений публикации представлен изданием discover24.ru.

«Об эскалации войны в Украине будет сигнализировать не атака российских танков, а артиллерия. Сотни крупнокалиберных орудий и ракетных установок рассредоточены по десяткам полуавтономных батальонных тактических групп (БТГ) российской армии, численностью в примерно тысячу человек каждая», – пишет Экс.

В российской доктрине артиллерия, а не танки или пехота, является решающей силой. Другие рода войск существуют во многом именно для того, чтобы размещать и прикрывать артиллерию для наиболее разрушительных обстрелов, а затем использовать бреши, которые артиллерия пробьет в обороне противника.

В то время как российские вооруженные силы внедряют артиллерийские установки и реактивную артиллерию на всех уровнях своих соединений — от батальона к бригаде, от дивизии к армии, именно орудия батальонного уровня находятся ближе всего к передовой и, возможно, наиболее опасны для войск Украины.

Каждая БТГ армии России обычно имеет в своем штате 18 гусеничных гаубиц. Это необычно. Армия США, например, держит свое подобное оружие на уровне бригады. Преимуществом для американцев является концентрация и централизованное управление: бригадное командование может перемещать артиллерию для поддержки тех батальонов и рот, которые больше всего в ней нуждаются.

Преимущество россиян – в скорости. Командиру российского батальона не нужно просить бригаду об огневой поддержке. У него имеется своя – прямо на месте, сразу за линией танков и БМП.

Более того, после многих лет интенсивной модернизации БТГ также имеет доступ к оперативным данным целеуказания от дронов. Сочетание артиллерийских платформ батальонного уровня и легко доступной воздушной разведки стало мощным ударным средством. Украинцы испытали это на собственном горьком опыте, и не раз.

Экс напомнил: «На рассвете 11 июля 2014 г. украинские 24-я и 72-я механизированные бригады и 79-я аэромобильная бригада собрались возле села Зеленополье перед запланированным наступлением на ополченцев в Луганске. Их засекли российские беспилотники. Украинцы сбили одного из них, но его место заняли другие. Русские радиоглушители заблокировали связь между бригадами и их штабами, парализовав управление войсками в критический момент. Реактивная артиллерия обрушилась на палатки и стоящие автомобили. По меньшей мере 19 украинцев погибли. Еще около сотни были ранены. Военная техника целого батальона – около 50 единиц – был уничтожена. Киев в итоге отменил атаку».

Сегодня непосредственно на российско-украинской границе находится от 50 до 70 российских БТГ, готовых к действиям в кратчайшие сроки. У каждой есть артиллерийский компонент – три батареи по шесть 152-мм самоходных гаубиц 2С19.

Батареи могут следовать за танковой и пехотной ротами, каждая из них возглавляется офицером, надежно защищенным броней в собственной машине управления огнем 1В13.

Батальон также располагает радиолокационной автомашиной ПРП-4А, сканирующей силы противника. В дополнение к ней на уровне бригады имеются собственные радиолокационные машины СНАР-10 и «Зоопарк-1», а также могут отправляться тактические беспилотники «Орлан-10» и «Форпост». Бригада передает координаты целей в батальон, который передает их – вместе с любыми целями, которые он выявляет самостоятельно – через командиров батарей младшим офицерам, сопровождающим орудия.

Суть в том, что батальон получает пользу от бригады, но столь не нуждается ней в ходе оперативных действий. Батальон, как правило, находится всего в нескольких милях от противника, бригада – далеко, а орудия и ракеты дивизионного и армейского уровней – еще дальше.

Такая тесная интеграция танков, пехоты и артиллерии на передовой позиции позволяет орудиям быстро сокрушить вражеские войска, которые могут выйти из укрытия менее чем на минуту. Этого времени российским артиллеристам будет более чем достаточно. «Сегодня цикл подготовки (от разведки целей до открытия артиллерийского огня) занимает буквально 10 секунд», – сказал заместитель начальника штаба Сухопутных войск России генерал-майор Вадим Марусин.