Американское издание The National Interest (NI) отмечает, что по мере вывода американских войск из Афганистана реакция на это в Москве колеблется между умеренным удовлетворением и открытой тревогой. Представляем перевод основных положений статьи обозревателя NI Марка Епископоса.

Объявление президента Джо Байдена о скором завершении военной миссии США в Афганистане вызвало неоднозначную реакцию в Вашингтоне, вызвав открытую критику со стороны республиканцев в Конгрессе и умеренный скептицизм со стороны некоторых из его союзников. Сохраняются опасения, что Кабулу не хватит ресурсов, чтобы предотвратить возрождение талибов в стране, и что вывод войск может привести к целому ряду непредвиденных последствий, начиная от широкомасштабных этнических чисток и заканчивая потенциальным разрушением афганской государственности.

Пока Америка пытается понять последствия вывода войск, в Москве проходят аналогичные дискуссии, хотя и в несколько иной форме. Российские политические обозреватели и московская элита не упустили своего шанса подчеркнуть то, что они считают неудачей Америки в Афганистане, а политический обозреватель и видный востоковед Евгений Сатановский назвал происходящее «позорным бегством» США, сравнив с эвакуацией из Сайгона в 1975 году.

Российские СМИ ухватились за обвинения афганских официальных лиц в том, что американские войска покинули аэродром Баграм в темноте ночи, не уведомив нового командира базы, который якобы узнал об отбытии только через два часа после этого. Российские комментаторы воспользовались возможностью, чтобы провести резкий контраст между советским и американским опытом в Афганистане.

Другие комментаторы в России отмечали поспешность вывода войск США как предупреждение «потенциальным» американским союзникам, таким как Грузия и Украина. Но смутное чувство исторического удовлетворения американскими неудачами в Афганистане быстро затмевается более насущными геополитическими опасениями, которые остро ощущаются Кремлем и российскими политиками.

«Сегодня дестабилизация постсоветских режимов в Центральной Азии кажется вполне вероятной. Талибы вполне могут начать распространять и экспортировать исламский экстремизм в соседние государства», – сказал Игорь Коротченко, эксперт по вопросам обороны, член общественного консультативного совета Минобороны.

«Талибан» (запрещенная в РФ организация) объявлен Россией террористической группировкой, но это не мешало Кремлю вступать в контакт с ней в ​​последние годы. Плоды предыдущих усилий были полностью продемонстрированы на этой неделе, когда делегация «Талибана» посетила Москву, чтобы обсудить будущее Афганистана. Российский сенатор Владимир Джабаров выразил надежду на нормализацию российско-талибских отношений, а делегаты «Талибана», со своей стороны, заверили Кремль в том, что у них нет враждебных намерений в отношении России или ее союзников в Центральной Азии.

По сообщениям, переговорщики заверили Москву, что они не будут «атаковать таджикскую границу» и постараются не дать ИГИЛ (также запрещенная в РФ организация) закрепиться на афганской территории. Москва по-прежнему привержена защите территориальной целостности Таджикистана, на территории которого находится российская военная база и который действует как ключевой буфер против притока боевиков с Ближнего Востока в Центральную Азию и за ее пределы.

Несмотря на военные шаги, предпринимаемые для укрепления границы, Кремль ясно дал понять, что не планирует размещение российских войск в Афганистане. Москва также не желает в одностороннем порядке предоставить полное дипломатическое признание «Талибану», но, как предполагает Джабаров, политические и военные расчеты, лежащие в основе нынешней позиции России, могут измениться, если воинствующая исламистская группировка выйдет в качестве неоспоримого победителя в продолжающейся борьбе за власть с афганским правительством.