Американское военное издание Military Watch 23 марта сделало обзор последних достижений ведущих авиастроительных держав мира по разработке концептов «истребителей будущего». Основное внимание в статье, эксклюзивный перевод которой представлен изданием discover24.ru, уделено применению ИИ – искусственного интеллекта.
Как «второй пилот» с искусственным интеллектом повлияет на грядущий американский истребитель шестого поколения
В конце 2020 года в США совершил первый полет прототип боевого самолета шестого поколения, который, как многие считают, является прежде всего демонстратором передовых технологий. Ожидается, что первый полноценный самолет нового поколения будет введен в эксплуатацию ближе к концу десятилетия. Он станет для ВВС США преемником F-15 Eagle и F-22 Raptor (основных тяжелых истребителей четвертого и пятого поколений).
Данная программа является приоритетной для Пентагона, где не без оснований опасаются, что первым принять на вооружение истребитель шестого поколения вполне может Китай. В настоящее время находятся в стадии разработки сразу несколько реактивных самолетов шестого поколения, в том числе два и, возможно, три в самих Соединенных Штатах, гиперзвуковой перехватчик МиГ-41 в России и Tempest в Великобритании.
В отличие от предыдущего поколения, в этих самолетах будет меньше внимания уделяться возможностям малозаметности, поскольку меры противодействия им продолжают расти. Вместо этого ожидается, что военная авиация будет уделять больше внимания средствам радиоэлектронной борьбы.
Среди новых технологий, которые, как ожидается, принесут пользу самолету, следует отметить: гиперзвуковые ракеты класса «воздух-земля», лазерное оружие, управляемые ракеты «воздух-воздух» APAA и искусственный интеллект (ИИ). Возможное применение искусственного интеллекта на истребителе стало поводом для значительных спекуляций среди аналитиков, при этом некоторые детали уже были раскрыты.
В то время как ограниченное применение искусственного интеллекта уже можно увидеть на некоторых истребителях (например, в новом российском МиГ-35 с базовым ИИ-помощником пилота с 2019 года), новый истребитель ВВС США будет иметь искин в роли полноценного второго пилота, способного взять на себя управление полетом и отвечать за то, чтобы не допустить поражения пилота-человека. Ожидается, что, как и в случае с Tempest, японским F-3 и будущими вариантами российского Су-57, этот ИИ будет достаточно продвинутым, чтобы позволить истребителю шестого поколения летать как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах.
Помощник главы Секретариата ВВС (SECAF) по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер (Will Roper) сравнил «второго пилота в виде искусственного интеллекта» с вымышленным дроидом-помощником пилота R2D2 из сериала «Звездные войны», который был способен взять на себя пилотирование, выполнять ограниченный ремонт и информировать человек-пилот предстоящих угроз. Такое партнерство человека и ИИ, в котором используются сильные стороны обоих, вполне может быть тем, что пытаются воспроизвести ВВС США.
Даже относительно простые «пилоты»-ИИ могут помочь в коммуникации, мониторинге угроз, навигации и сетевой безопасности, позволяя им эффективно консультировать пилотов-людей. У них, в частности, есть преимущество в том, что они могут загружать себе в память тысячи часов боевого «опыта», что потенциально очень полезно, если они сами вынуждены брать на себя управление полетом и оружием для боя. Как и тот факт, что им не требуются системы жизнеобеспечения или много места, потенциально делает их очень привлекательными.