С приближением к завершению длительной гражданской войны в Сирии, ВВС страны снова начали уделять больше внимания боевым возможностям класса «воздух-воздух» для противодействия потенциальным угрозам со стороны государств-соседей, в первую очередь Израиля и Турции.

Помимо тяжелого перехватчика МиГ-25, который, как считается, не подвергался значительной модернизации на сирийской службе, имеющий слишком высокие эксплуатационные расходы для государства, испытывающего нехватку денег, лучшим вариантом остается МиГ-29. Ряд источников указывает на то, что Сирия с 2019 года не только расширила свой парк МиГ-29 новыми и более совершенными вариантами самолетов, но также повысила эксплуатационную готовность и модернизировала старые машины, которые были получены во время Холодной войны.

Первые истребители МиГ-29

До получения своих первых истребителей МиГ-29 в конце 1980-х Сирия была ведущим зарубежным заказчиком российского истребителя с изменяемой стреловидностью МиГ-23 во время Холодной войны, и первой приобрела этот самолет в 1974 году. Поставки продолжались большую часть 1980-х годов, так что к концу десятилетия на вооружении находилось около 150 самолетов.

К ним относятся новейшие ударные варианты МиГ-23БН и усовершенствованные варианты МиГ-23МЛ и МиГ-23МЛД. С прекращением производства МиГ-23 в 1985 году, МиГ-29 стал естественной заменой, составлявшей основу боевого флота советских оборонных заказчиков по всему миру: от Северной Кореи и стран Варшавского договора, до Сирии, Ирана и Ирака. В последние годы существования Советского Союза они получили МиГ-29А.

МиГ-29 был разработан, чтобы превзойти легкие и средние истребители F-16 и F-18 ВВС США в боевых действиях класса «воздух-воздух». Германия после объединения страны обнаружила, что он обладает более высокими летными характеристиками и ракетами класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73, в частности, обеспечивающих значительное преимущество перед всеми западными истребителями на ближней дистанции.

Распад Советского Союза серьезно сорвал планы модернизации Сирии и подорвал боевую эффективность ВВС до такой степени, что они не оправились до сих пор. Когда Советский Союз распался, только пять из 29 эскадрилий истребителей сирийских ВВС были оснащены современными машинами, способными поражать западные реактивные самолеты четвертого поколения, включая 30 МиГ-29А, разделенных на три эскадрильи, и 30 истребителей-перехватчиков МиГ-25, разделенных на две эскадрильи.

Распад Советского Союза означал конец «дружественным» ценам на новое вооружение и полное прекращение военной помощи, что привело к сокращению часов обучения и более низкой степени готовности летчиков МиГ-21 и МиГ-23, которые уже были у Сирии, а также к небольшим шансам на замену МиГ-29. Распад Советского Союза также вынудил постсоветскую Россию серьезно сократить свой собственный парк МиГ-29 из 700 самолетов и поместить большую часть из них в резерв, сократить производство МиГ-29 и отказаться от планов модернизации МиГ-23, которые должны были оснастить новой авионикой, обновленными датчиками и рядом новых ракет класса «воздух-воздух».

Самолёты в Сирии сегодня

Сегодня Сирия сталкивается со значительными угрозами со стороны соседней Турции и Израиля, которые обе полагаются на F-16C/D/I в качестве своего основного истребителя, при этом Израиль также развертывает меньшее количество более тяжелых и более мощных F-15, в прошлом нарушавших сирийское воздушное пространство.

В то время как МиГ-29 хорошо подходит для борьбы с F-16 и в целом является более боеспособным самолетом в бою класса «воздух-воздух», МиГ-29А, поставленный Советским Союзом Сирии, значительно уступает не только флоту соседей, но и самолетам намного старше, не говоря о более новых моделях F-16.

Ситуация будет только усугубляться из-за более ограниченной подготовки сирийских пилотов, а также из-за отсутствия у Сирии самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и контроля (ДРЛО) для поддержки своих истребителей, к которым имеют доступ как Турция, так и Израиль.

Сирия получила свой первый новый самолет МиГ-29 из России в 2020 году, после того как их поставка была отложена из-за продолжающегося конфликта. Хотя ранее сообщалось, что Сирия разместила заказ на самолеты МиГ-29М незадолго до войны, она получила менее боеспособные МиГ-9СМТ, которые, согласно некоторым источникам, могли предоставляться бесплатно.

МиГ-29СМТ – базовый МиГ-29А, модернизированный и модифицированный для приближения его характеристик к характеристикам МиГ-29М, включая интеграцию радара Жук-МЭ, который обеспечивает гораздо большую ситуационную осведомленность и позволяет поражать больше целей одновременно. У истребителя есть кабина с ручным управлением дроссельной заслонкой и ручкой (HOTAS) с цветными жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями, а его авионика и датчики намного лучше подходят для управления современным оружием класса «воздух-земля».

МиГ-29СМТ имеет заметно большие размеры, что по сравнению с МиГ-29А, позволяет вмещать больше топлива. Дальность полета была увеличена до 2,1 тыс. км. Именно небольшую дальность полета считали основным недостатком МиГ-29А.

Дополнительный вес из-за большего количества топлива компенсируется интеграцией двигателей РД-33 третьей серии, каждый из которых развивает тягу 81 кН. Этот показатель выше, чем у старого двигателя РД-33, использовавшегося на предыдущих вариантах МиГ-29. Однако, в отличие от МиГ-29М, в конструкции самолета не применяются новые композитные материалы, что в целом делает его похожим на исходный МиГ-29А.

Наряду с внедрением МиГ-29СМТ Сирия также стремится модернизировать свой парк МиГ-29А. Самолет был значительно модифицирован в 2000-х годах для развертывания ракет класса «воздух-воздух» с активным радиолокационным наведением R-77, которое обеспечивало возможность «выстрелить и забыть». Дальность была такой же, как и у ракет AIM-120C, используемых Израилем, и намного превосходящей старые AIM-120B, используемые Турцией.

Судя по всему, недавно в истребитель интегрировали бортовую систему защиты из Беларуси «Талисман» – мощную систему радиоэлектронной борьбы, предназначенную для защиты боевых самолетов от ракетных атак «воздух-воздух» и «земля-воздух». Эта система радиоэлектронной борьбы наблюдалась на сирийских самолетах МиГ-29А с 2019 года и, вероятно, обеспечит преимущество перед турецкими F-16, одновременно сократив разрыв с таковыми в ВВС Израиля.

Хотя прогресс в модернизации парка МиГ-29 сирийских ВВС был значительным, даже более новый МиГ-29СМТ по-прежнему остается на низком уровне среди боевых самолетов, производимых в России. Поскольку возможности Сирии по закупке более продвинутых моделей, например, МиГ-35, зависит от восстановления экономики, это определит в какой степени страна сможет и дальше расширять свой парк МиГ-29.

При этом очень большой размер парка МиГ-23 указывает на то, что она потенциально может рассчитывать на размещение очень крупных заказов на МиГ-29 в будущем, если экономические условия будут благоприятными. Однако обширные санкции Запада против страны замедлили послевоенное восстановление.