Двое исследователей, один из Университета Мюнхена, а второй из Университета Амстердама, обнаружили, что люди могут вести себя чрезмерно самоуверенно, когда пытаются убедить или обмануть своих собеседников. В своей статье, опубликованной в журнале Nature Human Behavior, Питер Швардманн и Жоэль ван дер Виле описывают двухэтапный эксперимент, который они провели с добровольцами, и то, что они смогли узнать в рамках него.

Ученые, изучающие человеческое поведение, в ходе различных исследований обнаружили, что большинство людей склонны переоценивать свои способности или характеристики. Например, большинство думают, что они гораздо умнее, чем есть на самом деле. И многие, судя по всему, считают, что они намного лучше водят автомобиль, чем все остальные участники дорожного движения. Но в чем причина подобных мыслей? В своей новой научной работе Швардманн и ван дер Виле попытались выяснить, может ли быть дело в самоуверенности – для этого они провели двухэтапный эксперимент, призванный выявить возможные преимущества данного поведения.

В первой части эксперимента группа добровольцев прошла тест на интеллект; половине сказали, что они получат 15 евро, если смогут убедить других, что очень хорошо справились с тестом. После прохождения теста всем добровольцам выдали результаты и попросили убедить других, что они получили хорошую оценку. Не уведомив волонтеров, исследователи далеко не всем им выдали действительные оценки. Некоторым дали результаты, которые были выше их настоящих оценок, в то время как другие получили более низкий балл. Затем специалисты изучили поведение добровольцев, когда те пытались убедить фиктивных работодателей, что они набрали высокие баллы в тесте.

Исследователи отмечают, что те добровольцы, которым сказали, что они продемонстрировали отличные результаты на тесте, имели более высокий уровень доверия к экспертам, чем те, кому сообщили, что они провалили испытание. Это был первый этап.

Вторая часть исследования была направлена на выяснение того, дает ли чрезмерная уверенность преимущество при общении с другими людьми. Она включала в себя изучение поведения добровольцев, когда они пытались убедить фиктивного работодателя в том, что хорошо выполнили тест. Исследователи сообщают, что те, кому сказали, что они набрали высокие баллы по тесту, независимо от того, было это правдой или нет, демонстрировали лучшую способность в убеждении работодателя в том, что они справились с задачей – это яркий пример преимущества чрезмерной самоуверенности.