С тех пор, как был изобретен пенициллин, врачи начали использовать антибиотики для быстрого и эффективного уничтожения враждебных бактерий, а также остановки вызываемых ими инфекций. Однако за последние несколько десятилетий появились штаммы бактерий, обладающих высокой устойчивостью ко всем антибиотикам, используемым докторами. Это явление было названо специалистами «антибиотикорезистентность» и оно представляет серьезную угрозу, как для отдельных пациентов, так и для всего общества в целом, так как у человечества, по сути, нет никаких средств для борьбы с ним.

Исследователи из Кейсовского университета Западного резервного района, возможно, смогли найти решение данной проблемы, причем оно вообще никак не связано с антибиотиками. Ученые разработали метод по лечению сепсиса, по крайне мере у мышей, используя небольшие молекулы, называемые F12 и F19, для блокирования бактерий – они не позволяют им наносить организму ущерб. Этот способ не требует применения каких-либо антибиотиков.

Принцип работы большинства антибиотиков заключается в уничтожении стенок клеток бактерий, из-за чего они разваливаются на части и погибают. Что касается обнаруженных недавно небольших молекул F12 и F19, то они действуют по другому принципу. Вместо того, чтобы убивать бактерию, они блокируют один из его белков, который играет основополагающую роль в производстве токсинов, делая его абсолютно бесполезным. Без этого белка сама бактерия становится безвредной для организма человека.

Во время проведения тестов на мышах исследователи распределили их по двум группам. В первую из них входили мыши с сепсисом, которых не стали никак лечить, а во вторую попали грызуны, регулярно получавшие молекулы F12 или F19. В результате в первой группе 70 процентов мышей погибли, а во второй выжили абсолютно все грызуны. Кроме того, специалисты выяснили, что добавление этих двух молекул значительно повышает эффективность обычных антибиотиков. Таким образом, даже самые тяжелые инфекции можно вылечить путем комбинирования F12 или F19 с малосильным антибиотиком.

Однако главное преимущество F12 и F19 заключается в том, что они не убивают и даже не повреждают бактерии, с которыми взаимодействуют. Бактерии, пораженные данными молекулами, продолжают жить, просто переставая вырабатывать токсины, из-за которых человек и начинает болеть. Тем самым бактерии теряют эволюционный стимул к созданию какой-либо защиты от нового лекарства, а значит, его можно будет использовать гораздо дольше, чем любой существующий антибиотик.

Это очень хорошая новость для врачей, у которых быстро заканчиваются способы для эффективного лечения бактериальных инфекций. Пройдет еще немало времени, прежде чем F12 и F19 начнут испытывать на людях, однако полученные результаты выглядят очень обнадеживающе. Возможно, с этими двумя молекулами мы сможем надолго избавиться от заболеваний, вызываемых бактериями.