Вся замкнутая в квадрат галерея (залы №7-32) отдана скульптуре. Вещи расставлены в хронологической последовательности, от архаики до Рима. Еще пару лет назад все предметы римского периода были собраны в бессмысленную кучу в задних залах, но сейчас им нашли точное место в конце галереи – перед выходом. Получается символический круг развития античного искусства. От невнятных, совсем стертых временем раннеархаических истуканов (зал №7) до кошмарных истуканов римской эпохи (зал №10).
Самое важное на этом тысячелетнем пути развития искусства: гигантская (3м 5см) статуя куроса с мыса Сунион, чудесно сохранившаяся после разгрома персами святилища Посейдона на мысе Сунио (зал №8); «Курос Воломандра» (зал №10) середины VI века до н.э. с могучим плечевым поясом и очень тонкими лодыжками. Архаика в высшем ее проявлении – Аристодик (зал №13). Статуя замечательна тем, что в ней запечатлен момент приближения к канону, который потом назовут классическим. Поэтому и датируется символически 500 годом до н.э. От архаики здесь осталась только традиционная постановка ног (левая чуть впереди).
В этом же зале обращает на себя внимание барельеф гробницы кладбища Керамик – забавнейшая сцена ссоры собаки и кошки, за которыми с интересом наблюдают их хозяева, придерживая домашних животных за поводки.
Посейдон (зал №15) – бронзовый шедевр классического периода, попавшийся в сети рыбака с острова Эвбея. В 1926 году этот рыбак выловил левую руку Посейдона, а спустя два года на том же месте обнаружил и саму статую. Правда, трезубец Бога морей пропал бесследно.
В зале № 16 нет ни одного второстепенного экспоната. Мраморная стела с изображением юноши и его слуги-мальчика выделяется странностью, иррациональностью композиции. Юноша и мальчик существуют как бы в разных плоскостях – по ту и по сию сторону жизни. Многие категорично называют это античное надгробие величайшим среди сохранившихся. Во всяком случае, вы можете убедиться, насколько ему уступают перегруженные деталями, уже тяготеющие к натурализму надгробия периода поздней, «усталой» классики (залы №23-27).
Единственное нарушение хронологического строя скульптур относится, пожалуй, к самой эффектной статуе музея, у которой всегда подолгу замирают туристические группы. «Мальчик на коне» стоит на оси главного входа. Его поставили в этом месте, чтобы усилить ощущение движения, которым пронизана скульптура. Так же, как и Посейдон, эта бронзовая статуя обязана своим спасением рыбаку с Эвбеи. Нет никаких свидетельств того, что мальчик и конь составляли одну скульптурную группу. Однако в музее решили усадить одного на другого – больно уж красиво они смотрятся вместе. Эта скульптура наглядно иллюстрирует, как сильно изменилось за 300 лет греческое искусство. У Лисиппа, которого Микеланджело считал величайшим скульптором всех времен, спросили, как ему удается делать статуи словно живые. Он ответил: «Раньше скульпторы изображали людей, каковы они есть, а я – какими они кажутся глазу».
Экспонаты второй части галереи скульптуры Национального музея (залы №22-32) вряд ли претендуют на статус шедевров. Однако выставленные здесь вещи вполне дают представление о том, как развивалось греческое искусство после Лисиппа, Праксителя и Лиохора. Появляются крылатые амурчики, Афродита превращается в главную модель скульпторов, а смерть становится их любимым зрелищем (залы №28-30). Начиная с IV века до н.э. искусство становится эффектным, отчетливо эротичным и тяготеющим к натурализму. В зале №30 есть два замечательных бронзовых (опять же, большая редкость) натуралистических портрета III века до н.э.: Майка Тайсона того времени, кулачного бойца Спироса, и «Философа», похожего на боксера в отставке.
Самое любопытное в римских залах – статуя I века до н.э., найденная на острове Делос. К идеализированному, покушающемуся на достижения греческой классики торсу приделана «правдивая» голова с оттопыренными ушами и узким лбом.
И не забудьте подняться на второй этаж, к изумительным фрескам с острова Санторин, которые обнаружили совсем недавно, в 1967 году (зал №48).