Известный британский художник Уильям Тернер (1775-1851) был весьма продуктивным живописцем первой половины XIX века. Считается акварелистом (автор свыше 2000 акварелей), но за 60 лет своего творчества успел написать и более 550 картин маслом. Это, по меркам его современников, очень много. А всё дело в том, что Тернер, с одной стороны, отказался от “излишней” детализации (его считают предтечей французского импрессионизма), а с другой – изобрёл специальный состав масляной краски, благодаря чему картины высыхали в несколько раз быстрее.
В XVIII веке процесс высыхания масляных красок мог затянуться на несколько месяцев, у Тернера же он сократился до трёх дней. Недавно французские химики выяснили наконец, почему так происходит.
Масляная краска сохнет очень долго, потому что медленно идут процессы окисления и полимеризации жиров. Задолго до Уильяма Тернера художники придумывали способы ускорения высыхания красок. Для этого в их состав вводились всякие добавки – мастики и смолы. Британский художник-изобретатель догадался добавить в масляную основу ацетат свинца. Свинец был катализатором окислительной реакции и полимеризация шла гораздо быстрее.
В те времена химия всё ещё оставалась, скорее, алхимией, чем наукой. Изобретатели действовали методом проб и ошибок. Уильяму Тернеру повезло, и в 1841 году, уже будучи в преклонном возрасте, он представил свою краску на суд Королевской Академии Лондона.
На самом деле процесс “полимеризации краски по Тернеру” гораздо сложнее, чем описано выше, и многостадийный. Однако его описание требует много места. Поэтому опустим.
Изобретение нового состава краски позволило не только быстрее писать, но оказало влияние на технику живописи, что привело к появлению новых направлений и жанров. Быстрое высыхание позволило класть краску в несколько слоёв, добиться просвечивания одного цветного слоя через другой, а сам Тернер стал первым художником-импрессионистом (точнее, пред-импрессионистом). Знаменитый “истинный” импрессионист Клод Моне учился у Тернера.
Фотографии картин взяты из Википедии