Одно из самых знаковых произведений в американском искусстве – картина «Мир Кристины» находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Это один из наиболее популярных экспонатов. В своем творчестве Эндрю Уайет, мастер американского реализма, чтит дорогого друга, женщину, столь загадочную для современных медиков.
С момента первого публичного показа этой картины в 1948 году природа инвалидности Кристины была предметом бурной дискуссии искусствоведов и врачей. Есть что-то тревожное в образе: беспомощная женщина, оставленная в своем мире.
Проблемы с ходьбой у Анны Кристины Олсон начались с 3 лет. С возрастом они усиливались, в результате чего девушка перестала ходить. Доктора так и не смогли установить причину немощи девушки.
Кристина никогда не пользовалась инвалидным креслом, предпочитала ползать вокруг дома, в котором было 16 комнат, передвигаясь с помощью плеч и бедер. Именно в этой позе во время подъема в гору изобразил ее Эндрю Уайет.
Главным диагнозом, который приписывали Кристине, был полиомиелит, эпидемия которого охватила США в 1890-е гг. Ее симптомы согласуются с симптомами постополиомиелитного синдромома, когда выжившие после эпидемии испытывали атрофию мышц, слабость, потерю баланса через 10 лет после заражения.
Но истинная этиология болезни Кристины остается медицинской загадкой. Одними из новых диагнозов были болезнь Шарко-Мари-Тута (нервно-мышечное заболевание, при котором мышцы слабеют, что приводит к параличу и сенсорному онемению в зрелом возрасте), ДЦП, рассеянный склероз и др.
Независимо от названия и истинной природы болезни Кристины, Уайет был вдохновлен достоинством и силой Кристины, ее грацией жизни, ограниченной физически, но не духовно. Она часто была моделью для его работ. Уайет боролся за гражданские права людей с физическими недостатками , а Кристина стала символом этой борьбы.