Выберите свое главное меню из меню wp

История и описание экспонатов археологического музея в Афинах

Вся замкнутая в квадрат галерея (залы №7-32) отдана скульптуре. Вещи расставлены в хронологической последовательности, от архаики до Рима. Еще пару лет назад все предметы римского периода были собраны в бессмысленную кучу в задних залах, но сейчас им нашли точное место в конце галереи — перед выходом. Получается символический круг развития античного искусства. От невнятных, совсем стертых временем раннеархаических истуканов (зал №7) до кошмарных истуканов римской эпохи (зал №10).

Самое важное на этом тысячелет­нем пути развития искусства: гигантская (3м 5см) статуя куроса с мыса Сунион, чудесно сохранившаяся после разгрома персами святилища Посейдона на мысе Сунио (зал №8); «Курос Воломандра» (зал №10) середины VI ве­ка до н.э. с могучим плечевым поясом и очень тонкими лодыжками. Архаика в высшем ее проявлении — Аристодик (зал №13). Статуя заме­чательна тем, что в ней запечатлен момент приближения к канону, ко­торый потом назовут классическим. Поэтому и датируется символиче­ски 500 годом до н.э. От архаики здесь осталась только традицион­ная постановка ног (левая чуть впе­реди).

В этом же зале обращает на себя внимание барельеф гробницы клад­бища Керамик — забавнейшая сце­на ссоры собаки и кошки, за кото­рыми с интересом наблюдают их хо­зяева, придерживая домашних жи­вотных за поводки.

Посейдон (зал №15) — бронзовый шедевр классического периода, по­павшийся в сети рыбака с острова Эвбея. В 1926 году этот рыбак вы­ловил левую руку Посейдона, а спу­стя два года на том же месте обнару­жил и саму статую. Правда, трезу­бец Бога морей пропал бесследно.

В зале № 16 нет ни одного второ­степенного экспоната. Мраморная стела с изображением юноши и его слуги-мальчика выделяется странно­стью, иррациональностью компози­ции. Юноша и мальчик существуют как бы в разных плоскостях — по ту и по сию сторону жизни. Многие ка­тегорично называют это античное надгробие величайшим среди со­хранившихся. Во всяком случае, вы можете убедиться, насколько ему уступают перегруженные деталями, уже тяготеющие к натурализму над­гробия периода поздней, «усталой» классики (залы №23-27).

Единственное нарушение хроно­логического строя скульптур относится, пожалуй, к самой эффектной статуе музея, у которой всегда по­долгу замирают туристические груп­пы. «Мальчик на коне» стоит на оси главного входа. Его поставили в этом месте, чтобы усилить ощуще­ние движения, которым пронизана скульптура. Так же, как и Посейдон, эта бронзовая статуя обязана своим спасением рыбаку с Эвбеи. Нет ни­каких свидетельств того, что маль­чик и конь составляли одну скульп­турную группу. Однако в музее ре­шили усадить одного на другого — больно уж красиво они смотрятся вместе. Эта скульптура наглядно иллюстрирует, как сильно изменилось за 300 лет греческое искусство. У Лисиппа, которого Микеланджело считал величайшим скульптором всех времен, спросили, как ему уда­ется делать статуи словно живые. Он ответил: «Раньше скульпторы изображали людей, каковы они есть, а я — какими они кажутся глазу».

Экспонаты второй части галереи скульптуры Национального музея (залы №22-32) вряд ли претендуют на статус шедевров. Однако выстав­ленные здесь вещи вполне дают представление о том, как развива­лось греческое искусство после Лисиппа, Праксителя и Лиохора. По­являются крылатые амурчики, Аф­родита превращается в главную мо­дель скульпторов, а смерть стано­вится их любимым зрелищем (залы №28-30). Начиная с IV века до н.э. искусство становится эффектным, отчетливо эротичным и тяготеющим к натурализму. В зале №30 есть два замечательных бронзовых (опять же, большая редкость) натуралистических портрета III века до н.э.: Майка Тайсона того вре­мени, кулачного бойца Спироса, и «Философа», похожего на боксера в отставке.

Самое любопытное в римских за­лах — статуя I века до н.э., найденная на острове Делос. К идеализирован­ному, покушающемуся на достиже­ния греческой классики торсу при­делана «правдивая» голова с отто­пыренными ушами и узким лбом.

И не забудьте подняться на вто­рой этаж, к изумительным фрескам с острова Санторин, которые обна­ружили совсем недавно, в 1967 году (зал №48).

Похожие новости

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*