Российским астрономам из МГУ удалось стать свидетелями очень редкого явления – процесса “омоложения” звезды.

Наблюдение за сверхмедленным пульсаром XB091D, расположенным в галактике Андромеда, впервые позволило ученым изучить на ранних стадиях процесс, когда замедлившаяся звезда вновь начала увеличивать скорость своего вращения.

В галактике Андромеда ученые обнаружили «омолаживающийся» пульсар

Пульсары – это очень компактные сверхплотные нейтронные звезды, образовавшиеся после взрыва молодых массивных звезд. В результате взрыва внешняя оболочка отбрасывается, а ядро крайне сильно сжимается. Скорость вращения молодых пульсаров – сотни оборотов в секунду. По мере “старения” пульсары растрачивают энергию и замедляются.

На момент своего обнаружения XB091D вращался вокруг своей оси со скоростью 1,2 оборота в секунду, что крайне медленно. Однако ему повезло встретить на своем пути другую более массивную, но менее плотную звезду, которая выступила в качестве “донора” вещества для пульсара. Процесс перетягивание вещества с соседа дал XB091D дополнительный импульс вращения, который позволит пульсару вновь нарастить свои обороты до прежних значений.