Необычная глава только что была добавлена ​​в историю первых американцев. Находки в Калифорнии свидетельствуют о том, что впервые люди перешли на Североамериканский континент около 130 000 лет назад – на 100 000 лет раньше, чем принято считать.

В начале 90-х годов прошлого столетия во время прокладки дорог на прибрежном участке в округе Сан-Диего (Калифорния, США) были обнаружены кости, принадлежащие мастодонту. Исследователи прибыли на место, чтобы изучить находку, и оценили ее необычность.

Многие кости и зубы были фрагментированы, некоторые со «спиральными» переломами, которые обычно возникают, если вскрывают свежую кость. Наряду со сломанными костями и зубами исследователи обнаружили обработанные человеком камни, два из которых были особенно большими (около 15 сантиметров в диаметре) и каждый был окружен небольшими фрагментами костей и зубов.

“Находки могут указывать лишь на один сценарий, – говорит член команды ученых Стивен Холен из Центра американских палеолитических исследований в Южной Дакоте. – Группа древних людей наткнулась на свежий скелет мастодонта, отделила от него кости и вскрыла их камнями в виде примитивных молотков, чтобы добраться до питательного костного мозга».

В этой находке нет ничего необычного за исключением одной детали. Исследователь Джеймс Пакс из Геологической службы Соединенных Штатов в Колорадо использовал уран-ториевый изотоп для определения возраста ископаемых. Результаты анализа говорят о том, что останкам по меньшей мере 131 000 лет. До этого момента принято было считать, что люди впервые достигли Северной и Южной Америк гораздо позднее – всего 25 000 лет назад.

Невозможно точно определить, кем были эти первые поселенцы, так как не удалось обнаружить человеческих останков, однако, скорее всего, они были либо неандертальцами, либо Денисовцами, обе эти группы проживали в Сибири более 130 000 лет назад. Уровень мирового океана в то время был гораздо ниже и существовал сухопутный мост между Сибирью и Северной Америкой.