Группа американских исследователей из Университета Чикаго (Иллинойс, США) во главе с Баной Джабри провела эксперимент, который доказал, что некоторые вирусы способны провоцировать начало аллергических заболеваний, таких как целиакия – непереносимость глютена.

Ученые давно выяснили, что целиакия является генетическим заболеванием с наследственной предрасположенностью. Однако было не совсем понятно, почему болезнь развивается только у 3% населения, тогда как подобная предрасположенность есть практически у 40%.

По одной из версий, причиной этого может быть то, что большая часть потенциальных больных не столкнулась со “спусковым механизмом”, в качестве которого могут выступать некоторые вирусные инфекции, такие как аденовирусная (вызывает простуду), ротавирусная (кишечный грипп) и гепатит С. Бане Джабри и ее команде удалось доказать эту теорию на практике.

Исследование проводилось на мышах, зараженных реовирусом T1L. Когда ученые кормили животных глиаденом (компонентом клейковины), они обнаружили, что в присутствии реовируса их толерантность к глютену в значительной степени снижалась – мыши продуцировали в два-три раза больше антител, а также наблюдался аномально высокий уровень воспалительной молекулы IRF1 (Interferon Regulatory Factor 1) в их телах.

«Вместо проявления толерантного (неагрессивного) ответа иммунная система в присутствии реовируса рассматривает клейковину как опасность, запуская деструктивную воспалительную реакцию», – говорит Джабри.

Целиакия – это аутоиммунное заболевание, при котором иммунная система организма реагирует на глютен (содержится в пшенице, ржи и ячмене) как на враждебный антиген, запуская тем самым болезненное воспалительное заболевание.