Ученые нашли причину того, почему сегодня половина крупных галактик полумертвые, новые звезды не зарождаются в них. Ответ оказался простым: всему причиной является «обжорство» самих звездных мегаполисов. Об этом рассказал РИА «Новости» астрофизик Алексей Финогенов.

Со слов ученого, недавно было открыто скопление галактик CLJ1001+020, в котором звезды формируются с невиданной для Вселенной скоростью – 4 тысячи Солнц в год. Эти галактики оказались активнее, чем галактики прошлого.

Но это говорит и о другом: при такой скорости звездообразования галактика быстро исчерпает свои запасы газа, который служит строительным материалом для будущих звезд. Финогенов считает, что такое «обжорство» ведет к неминуемой смерти галактики, то есть, звездообразование в ней сойдет на «нет».

Многие астрофизики находят еще одну причину в быстром расходовании гелия и водорода галактиками – это деятельность черных дыр в их центрах. Они разогревают газ, что способствует росту скорости формирования звезд.

Однако Финогенов не считает виновниками в этом черные дыры, так как наблюдения за галактиками разных поколений не нашли связи между скоростью зарождения звезд в них и активностью черных дыр в центрах.

Надо отметить, что Финогенов с коллегами обнаружил только одно такое скопление галактик, но они уверены в существовании десятков и сотен его аналогов. Изучение таких галактик позволит подтвердить или опровергнуть утверждение ученых о причинах их смерти. Их интересуют механизмы зарождения звезд и старения галактик.